Арабы,таджики в Афганистане
Ара́бы (араб. عرب) — группа народов семитской этноязыковой группы, населяющих государства Ближнего Востока и Северной Африки. Арабы говорят на арабском языке и используют арабское письмо. Численность арабов составляет около 430—450 млн человек. Более 90 % арабов исповедуют ислам, часть — христианство.
История
Доисламский период
Предками арабов являются древние народы и племена Ближнего Востока и Северной Африки. История арабов тесно связана с историей семитоязычных народов вообще. Согласно месопотамским историческим свидетельствам арабы начали отделяться от других семитских народов не ранее I тыс. лет до н. э. В то время арабы южной Аравии уже создали процветающие города и царства (Саба и др.), а северные регионы Аравийского полуострова были населены главным образом кочевниками-бедуинами. С 1-го тыс. до н. э. по 1-го тыс. н. э. на территории проживания северных арабов существовали такие государства, как Пальмира (Тадмор), Набатея, Лихьян, Гассан и Лахм. Связь северных и южных арабов проходила торговыми путями через западную Аравию (Хиджаз). Жители этого региона говорили на арабском языке и считали своё происхождение восходящим либо к сыну пророка Ибрахима — Исмаилу либо к внуку пророка Нуха — Ноктану. В мекканском храме, Каабе, впервые построенном, предположительно, Ибрахимом, арабы-язычники совершали служение идолам.
К V—VI вв. цивилизации северных и южных арабов пришли в упадок.
Халифат
В начале седьмого века мекканский торговец Мухаммед начал проповедовать новую религию (ислам) и создал свою общину (умма). Созданное Мухаммедом государство (Халифат) начало быстро распространяться и через сто лет стало простираться от Испании через Северную Африку и юго-западную Азию до границ Индии. С началом арабских завоеваний этноним арабов превращается в самоназвание аравийских племён, которые составили средневековую арабскую народность. Хотя бедуины и содействовали первоначальному распространению ислама, в дальнейшем он развивался главным образом грамотными городскими людьми. Миграция аравийцев привела к приобщению неаравийских новообращённых племён к арабскому языку. Арабский язык стал основным на территориях от Марокко до Ирака не только для мусульман, но и христиан и иудеев, принявших арабский в качестве своего основного языка. Постепенно население Северной Африки и Ближнего Востока становилось арабами в широком смысле этого слова.
Распространение ислама обеспечивало арабам сеть полезных для них контактов. Вместе с христианами, евреями, персами и др. они построили одну из величайших известных миру цивилизаций. В период с VIII по XII век было создано большое количество произведений великой арабской литературы в форме поэзии и прозы, художественные произведения, юридические кодексы и философские трактаты. В «золотой век ислама» произошёл большой прогресс науки, особенно, в области астрономии, медицины, географии, истории и математики.
В первые века своего существования Арабский халифат был политически объединён под властью халифов. К середине X века началась её фрагментация и падение под натиском крестоносцев, монголов и турок.
Турецкое господство и колониализм
В XVI в. османские турки завоевали весь арабский мир и разделили его на провинции (вилает). В XIX веке англичане и французы фактически установили контроль над большей частью Северной Африки.
В ходе Первой мировой войны англичане организовали антитурецкое восстание в Аравии. Надеясь получить независимость после войны, арабы помогали англичанам в завоевании Сирии и Палестины. В первой половине XX века стали появляться всё более настойчивые требования независимости и объединения со стороны арабов. Европейцы стимулировали модернизацию, но одновременно с этим они проводили расселение французов на лучших землях Алжира и европейских евреев в Палестине.
Современность
После Второй мировой войны все арабские народы за исключением палестинцев обрели в конечном счёте полную независимость. Алжирцы сделали это лишь после восьми лет войны с Францией с 1954 по 1962. С 1991 года между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП) начали приводиться в действие различные соглашения, в которых намечаются в общих чертах меры для будущего палестинского самоуправления.
Группы арабов
Арабы подразделяются на три основные группы: кочевники-скотоводы (бедуины), селяне-земледельцы (феллахи), жители сёл и горожане, жители городов. Кроме того, существует несколько небольших групп арабов (например, суданские скотоводы баггара), которые в течение нескольких месяцев занимаются земледелием в деревнях, а в остальную часть года кочуют вместе со своими животными. Арабы, живущие в дельтах рек и в прибрежных районах Красного, Средиземного и других морей, занимаются рыболовством.
Большинство арабов — селяне-феллахи, которые заняты пашенным земледелием, кочевым скотоводством и садоводством. Основа родо-племенной организации — линидж, который имеют общего предка по мужской линии. Несколько групп объединены в племя во главе с вождём.
Бедуины
Во 2-й половине 2-го тыс. до н. э. у аравийских племён начал складываться хозяйственно-культурный тип кочевников-верблюдоводов (бедуинов). Большинство бедуинов живёт на Аравийском полуострове, в пустынных районах Иордании, Сирии, Ирака, а также в Египте и в северной Сахаре. Приблизительная численность бедуинов составляет от 4 до 5 млн человек. Образ бедуина во многом романтизирован европейцами и другими арабами, считавших, что «самые чистые» арабы сохранили неизменным образ жизни своих предков. В реальности же и бедуинов не обошли стороной внешние воздействия и изменения.
-
Общество
Бедуины ведут строго племенной образ жизни. Бедуинские племена, состоящие из нескольких семейств (бану), могут насчитывать от нескольких сотен до пятидесяти тысяч членов. Каждое семейство племени подразделяется на более мелкие подсемейства. Подразделение из нескольких семей называется «хамулой». Браки осуществляются по возможности внутри «хамулы». Семья является наименьшей социальной единицей в бедуинском племени.
К племени могут присоединяться или отпочковываться некоторые группы. Каждое племя и его часть возглавляется старшим по мудрости и опыту шейхом. Должность шейха может наследоваться
-
Экономика
Бедуины ведут кочевой образ жизни. В зимнее время «хамулы» постоянно кочуют по пустыне в поисках воды и пастбищ для скота. Летом «хамулы» собираются вблизи племенных колодцев. Племенам и семействам часто приходится бороться за права на землю и воду.
Бедуины занимаются разведением верблюдов или овец и коз. Верблюдоводы считают себя единственными истинными арабами, стоящими выше овцеводов. Верблюды снабжают своих хозяев молоком и мясом для питания и шерстью для изготовления ткани. Овцеводы часто поддерживают тесные отношения с жителями деревень и городов.
Бедуины редко пользуются деньгами и часто вступают в бартерные отношения с деревенским и городским населением. В обмен на шкуры, шерсть, мясо и молоко бедуины берут зерно, финики, кофе, фабричные ткани, металлическую посуду, орудия труда и т. д.
Бедуины живут в четырёхугольных палатках (шатрах), которые состоят из широких полотнищ вязаной овечьей шерсти, иногда из брезента, укладываемых на остов из шестов и жердей. Всё их имущество легко умещается на животных.
-
Мужчины и женщины
Мужчины-бедуины руководят процессом перекочёвок и занимаются уходом за животными. Они любят охотиться и устраивать бои различных животных. Бедуины часто оказываются вовлечёнными в межплеменные и междоусобные разборки, связанные с вопросами собственности, чести и т. д. Распространённые ранее случаи кровопролития, связанные с нападениями на караваны и деревни с целью грабежа или вымогательства, в последнее время становятся более редкими.
Гордостью бедуина — конь, используется главным образом для скачек и лёгких прогулок. Арабская лошадь плохо приспособлена к условиям пустыни, её никогда не используют для тяжёлой работы. и служит в основном предметом престижа.
Женщины занимаются домашними делами, заботятся о детях, ткут материал для палаток и одежды. Иногда они ухаживают за овцами и козами. Женщины, как правило, живут в отдельной части семейного шатра (гарем). Они тщательно оберегаются от контактов с чужаками и при появлении незнакомцев должны уходить в свою часть шатра.
-
Пища и одежда
Бедуины в основном питаются свежим верблюжьим молоком или молоком после специального сквашивания. Кроме молока, в рацион их питания входят финики, рис, пшеничные, ячменные, просяные или кукурузные лепёшки. Мясо бедуины едят редко, по случаю праздников и других особых торжеств. Любимые горячие напитки бедуинов — чай и кофе.
В стиле одежды бедуинов разных регионов наблюдается значительное разнообразие. Для бедуинов магриба характерна мужская верхняя одежда (геллаба) и халат (бурнус) с капюшоном. Восточные бедуины носят длиннополое одеяние (галабея), поверх которого надевается просторный открытый спереди халат (аба). Мужчины носят куфию, закреплённый на голове шнурковым кольцом (агалем). Женщины-бедуинки носят одежды, которые напоминают «галабею» или платья с определённо выделенным лифом, а также свободные шаровары и разнообразные жакеты или разного типа «аба». На голове женщины обязательно должен быть платок. У некоторых бедуинов женщины могут носить также особую занавеску для лица (хаик).
-
Религия
Большинство бедуинов принадлежит к мусульманам-суннитам. Есть среди них и христиане и мусульмане-шииты. В отличие от жителей сёл и городов, бедуины не настолько религиозны, но при этом они регулярно совершают предписываемые исламом пять ежедневных молитв. Поскольку большинство бедуинов неграмотно, они не могут самостоятельно читать Коран и вынуждены полагаться на его изустную передачу.
Сельские жители
Около 70 % арабов живёт в деревнях. Большой проблемой для них является бедность. Большинство деревенских жителей — земледельцы (феллах). Дома крестьян относятся к различным вариантам средиземноморского типа, построенных из саманного кирпича, камня, циновок и т. д. Вокруг домов располагаются поля, сады и виноградники. Из-за нехватки воды деревенские жители вынуждены строить оросительные каналы.
-
Деревенское хозяйство.
В деревнях чаще всего выращивают зерновые культуры (пшеница и сорго) и овощи. Основной продукт питания — хлеб, каши из различных зерновых, молочные продукты, зелень, овощи и т. д . В зависимости от региона арабы также выращивают: финики (в оазисах пустынь); цитрусовые (на ливанском побережье); абрикосы, виноград, миндаль, оливы и т. д. (в предгорьях). В Египте и некоторых других регионах важной товарной культурой является хлопок. Многие арабы-мусульмане соблюдают пищевые предписания ислама, постятся в месяц Рамадан, не пьют алкогольные напитки и не едят свинину.
Иногда для орошения арабы-земледельцы направляют воду естественных потоков в сложную систему каналов и шлюзов, осуществляя выделение воды для пользователей, имеющих на неё право. Если раньше для подъёма воды с одного уровня на другой использовались водяные колёса, то в последние годы для этих целей создаются плотины.
Большинство земледельцев являются арендаторами, отдающими значительную часть производимого продукта владельцам земли. В горных местностях высока доля независимых владельцев земли. Крупными земельными собственниками обычно являются горожане и бедуинские шейхи. Проблема принадлежности земли собственникам, не живущим на ней, решается правительствами арабских стран различными способами.
Сельские жители часто поддерживают тесные отношения с бедуинами и с горожанами. Они обменивают с ними свою продукцию на товары или деньги. Некоторые земледельцы имеют бедуинские корни и могут поддерживать семейные связи с ними. В поисках более высокооплачиваемой работы жители деревень всё чаще мигрируют в города. Часть из них попеременно перемещается между деревней и городом. Одним из фактором увеличения у сельских жителей стремления жить в городе является активный рост школьного образования, начавшийся в арабских деревнях в XX веке.
-
Сельское общество
Домашние хозяйства в арабских деревнях чаще всего состоят из семейной пары и их детей. В них также могут входить жены сыновей и их дети. Близкие родственники и их семьи чаще всего живут рядом. Несколько семей образуют «хамулу». Браки могут заключаться как внутри «хамулы», так и внутри деревни. Многие арабские крестьяне являются членами больших племенных групп, состоящих из жителей множество разных деревень. Некоторые племена ведут своё происхождение от бедуинов.
У большинства арабских земледельцев глубоко развито чувство принадлежности к своей деревне. В случае внешней угрозы они обычно помогают друг другу. Однако в большинстве видов деятельности, касающейся общины в целом, сотрудничества между ними наблюдается мало.
Городские жители
Арабские города являются административными, торговыми, промышленными и религиозными центрами. Некоторые города похожи на европейские мегаполисы. В XX веке из-за притока мигрантов из деревень многие арабские города заметно выросли и изменились. Однако, в старых районах крупных городов и в некоторых более мелких городах можно увидеть традиционный тип городской жизни.
В настоящее время старый арабский город сохраняется почти прежним в Сане (Йемен) и в ряде других малых провинциальных центров. В таких крупных городах, как Алеппо (Сирия) преобладает современность, в Каире (Египет) старый город окружён доминирующим новым, а в Бейруте (Ливан) полностью стёрты следы старого города.
-
Традиционный и современный город
Для традиционного арабского города характерны узкие улочки и тесная застройка домов. На первых этажах часто расположены лавки и мастерские. Объединяющиеся по специализации лавки и мастерские образуют базары (сук), на которых торговцы и ремесленники демонстрируют товары. У многочисленных торговцев продуктами питания на базарах можно купить разнообразные кондитерские и мясные изделия.
Чёткого разделения города на торговые и жилые районы не существует. Арабские города обычно разделены на кварталы по этническому или религиозному принципу, или же по торговой специализации. Основные общественные строения — религиозные здания (мечети, медресе и т. д.), реже — фортификационные сооружения.
Новые арабские города построены по образцу европейских. Арабские города различаются тем, насколько новые формы заместили собой старые. В новых жилых районах можно увидеть традиционные мелкие лавочки и кофейни.
-
Городская социальная организация
Система муниципального управления традиционного города обычно ограничивалась контролем рынков и содержанием полиции. Горожане больше заботились не о городе как общине, а о семье и религии. Семейная жизнь в городе не отличалась по своему образу от сельской.
В XX веке заботам о семьях и религии пришлось конкурировать с лояльностью к государству. Построенная система образования оказала мощное воздействие на средний и высший классы городов. Эти классы были заинтересованны в поощрении идеи социального равенства мужчин и женщин и в ослаблении требований, предъявляемых к ним со стороны семьи и религии.
-
Положение женщин.
В XX веке положение арабских женщин в крупных городских центрах значительно изменилось. В большинстве арабских государств они имеют право голоса, для них строятся школы и профессиональные учебные заведения. Разрешённое в исламе многожёнство, которое и раньше было редким явлением, становится всё менее распространённым. Большинство арабских многожёнцев сейчас имеют не более двух жён. В городах многие мусульманки ходят в хиджабах, которые является символом того, что женщина нуждается в обеспечении защиты от посторонних.
Язык
Арабский язык относится к южной подгруппе западно-семитской группы афразийской семьи. Письменность на основе арабского алфавита. Литературный арабский язык, распространённый среди всех арабов, имеет диалектные варианты: иракский, йеменский и т. д. Современные разговорные арабские диалекты распадаются на важнейшие группы (аравийские, иракские, сиро-ливанские, египетские и др.).
Культура
Арабская архитектура и их декоративно-прикладное искусство оказали большое влияние на мировую культуру. В одежде южных арабов характерны запашные юбки (фута) и головные повязки. Для центральноаравийских арабов характерны распашные плащи без рукавов (аба), долгополые рубахи с длинными рукавами, головные платки. Разница между одеждой мужчин и женщин часто состоит в отделке и способе ношения. У бедуинок бытует татуировка хной и раскрашивание различных частей тела (лица, ладоней, ступней и т. д.). В одежде современных арабов сочетаются арабские, иранские, турецкие и европейские элементы. Богатый арабский фольклор стал источником классической арабской поэзии. Основные музыкальные инструменты — бубен, барабаны, лютня, ребаб и т. д.
Арабский мир
Термин арабы стал употребляться для обозначения кочевников-бедуинов северной Аравии уже в IX в. до н. э. Арабский мир включает в себя страны, в которых большинство населения составляют арабы: Алжир, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Саудовская Аравия, Сирия, Судан и Тунис. В странах арабского мира проживают почти 430 млн человек, 416 млн из которых являются арабами.
Несмотря на то, что ранняя история арабской культуры была связана с Аравийским полуостровом, население арабского мира не имеет общего происхождения. В течение многих веков на Ближнем Востоке и в Северной Африки шла арабизация многих народов, главным образом через ислам. Арабы относятся в основном к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. К югу от Сахары проживают негроидные арабы.
Арабский мир включает в себя и ряд неарабских меньшинств, к которым относятся, например, берберы и туареги, иракские курды, евреи, армяне, копты и др.
Ниже приводится перечень стран, которые принято включать в арабский мир.
Государство | Территория (км²) |
Население (чел.) |
Столица |
---|---|---|---|
Алжир | 2 382 741 | 33 769 668 | Алжир |
Бахрейн | 695 | 718 321 | Манама |
Джибути | 22 000 | 476 703 | Джибути |
Египет | 997 739 | 81 713 520 | Каир |
Западная Сахара[20] | 252 120 | 393 831 | Эль-Аюн |
Йемен | 536 869 | 23 013 376 | Сана |
Иордания | 97 740 | 6 173 579 | Амман |
Ирак | 435 317 | 28 221 180 | Багдад |
Катар | 11 437 | 824 789 | Доха |
Коморы | 2 170 | 798 000 | Морони |
Кувейт | 17 818 | 2 596 799 | Эль-Кувейт |
Ливан | 10 452 | 3 971 941 | Бейрут |
Ливия | 1 775 500 | 6 173 579 | Триполи |
Мавритания | 1 030 700 | 3 364 940 | Нуакшот |
Марокко | 458 730 | 34 343 220 | Рабат |
Объединённые Арабские Эмираты | 77 700 | 4 621 399 | Абу-Даби |
Оман | 212 457 | 3 311 640 | Маскат |
Палестина[21] | 6 257 | 3 907 883 | Рамалла |
Саудовская Аравия | 1 960 582 | 28 146 656 | Эр-Рияд |
Сирия | 185 180 | 19 747 586 | Дамаск |
Сомали | 637 657 | 9 800 000 | Могадишо |
Судан | 1 866 068 | 30 894 000 | Хартум |
Тунис | 163 610 | 10 383 577 | Тунис |
Места проживания
Наибольшее число арабов проживает в Азии и Африке.
В Африке: мавританцы (Мавритания), сахарцы (Западная Сахара), марокканцы (Марокко), алжирцы (Алжир), тунисцы (Тунис), ливийцы (Ливия), суданцы (Судан), египтяне (Египет), шува (Нигерия, Чад, Камерун, ЦАР, Судан).
В Азии: палестинские арабы (живут в Палестине, беженцы в Иордании, Ливане, Сирии и других странах), израильские арабы (Израиль), ливанцы (Ливан), иорданцы (Иордания), сирийцы (Сирия), иракцы (Ирак), ахвази (Иран), кувейтцы (Кувейт), бахрейнцы (Бахрейн), эмиратцы (ОАЭ), йеменцы (Йемен), катарцы (Катар), оманцы (Оман), саудовцы (Саудовская Аравия).
Арабы живут также в Турции (турецкие арабы), Узбекистане, Афганистане (афганские арабы), Индонезии (индонезийские арабы), Индии (гуджаратские арабы, чауш) и Пакистане (пакистанские арабы, иракские арабы), Сингапуре (сингапурские арабы), на Филиппинах (филиппинские арабы) и других странах.
Арабы-эмигранты есть в Западной Европе, Северной и Южной Америке, Западной и Южной Африке, Австралии и др.
Этнические арабы Центральной Азии
Среднеазиатские арабы расселены небольшими группами среди узбеков, таджиков и туркмен, постепенно ассимилируясь ими; основная масса живёт в Бухарской и Самаркандской области Узбекистана. Говорят на языке страны проживания, но частично сохранилось таджикизированное месопотамское наречие арабского языка. Считают себя потомками племён, переселённых в Среднюю Азию Тимуром; лингвистические и антропологические данные говорят о том, что они переселились на правобережье Аму-Дарьи из Северного Афганистана. Численность неуклонно сокращается: 21 793 чел. в 1939 году, 8 тысяч в 1959, около 4 тысяч в 1970. Кроме того, выделяют своё родовое происхождение ходжа (перс. «хозяин», «господин»).
Ислам распространяли помимо самих арабов также и оседлые тюркоязычные мусульмане, принявшие ислам раньше кочевых тюрков. Кроме этого, лиц из других тюркских племён приписывали к роду «ходжа» за прекрасные знания ислама, что говорит о происхождении «ходжа» не как родоплеменного образования, а скорее как смешанного родоплеменного и кастового образования, имевшего в качестве одного из многих своих предков также и арабов. Вместе с тем, наряду с ходжа имеется сословие саййид (араб. «господин», «хозяин»). Представители данного сословия возводят свою генеалогию к Хазрету Али, двоюродному брату и зятю пророка Мухаммеда. Сейиды ведут свой род от Хусейна, сына Али ибн Абу Талиба и дочери Мухаммеда Фатимы.
Религия
Большинство арабов исповедуют ислам суннитского толка. Арабы-шииты проживают главным образом в Иране, Ираке, Сирии (друзы и нусайриты), Ливане, Кувейте, Бахрейне, ОАЭ, Саудовской Аравии, Йемене и др. В арабских странах Персидского залива и в Северной Африке проживают ибадиты. Среди арабов-христиан — марониты и православные Ливана, мелькиты Ливана, Сирии, Иордании и др.
Эмиграция арабов
Арабы относятся к числу наиболее многочисленных народов мира, наряду с китайцами наиболее распространены в таких странах (в качестве мигрантов): Франция, США (см. также Американцы арабского происхождения), Испания, Япония, Южная Корея, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия, Австралия, Индонезия, Великобритания, Швеция, Эстония, Украина, Монголия, Грузия, Ирландия, Норвегия, Дания, Германия, Австрия, Новая Зеландия, ЮАР, Малайзия, Италия и Финляндия. В этих странах общее число арабов превышает 45 миллионов человек, значительное число их приходится во Франции (6—8 млн). Быстро растёт арабская община в Японии, Финляндии, Корее, США, Канаде и Австралии. В России живёт 10 тысяч арабов, что является самой малочисленной иммигрантской группой арабов.
История эмиграции арабов
Галерея
Арабская семья в Рамалле, 1905
Христианский мученик св. Або, покровитель города Тбилиси
Имам Мухаммад Абдо
Мозаика гассанидской лошади, 700 г. н. э.
Арабеска византийских времён, Гассаниды
Арабская каллиграфия в Иерусалиме
Ассирийские всадники преследуют разбитых арабов.
Арабский солдат (Древнеперсидская клинопись: 𐎠𐎼𐎲𐎠𐎹, Arabāya) Ахеменидской армии, около 480 г. до н. э. Рельеф гробницы Ксеркса I.
Фасад Эль-Хазне в Петре, Иордания, построен набатеями.
Руины Пальмиры. Пальмирены были смесью арабов, амореев и арамеев.
Фрагмент настенной росписи с изображением короля киндитов, 1 в. н. э.
Мечеть Омейядов в Дамаске, построена в 715 году, является одной из старейших, крупнейших и лучше всего сохранившихся мечетей в мире.
Купол Скалы в Иерусалиме, построенный во время правления Абдуль-Малика
Мустансирийский университет в Багдаде
Учёные в библиотеке Аббасидов в Багдаде. Иллюстрация Макамата аль-Харири, 123.
Узор арабески за охотниками на мемориальной доске из слоновой кости, XI – XII века, Египет
Старик-бедуин с женой в Египте, 1918
Сирийские иммигранты в Нью-Йорке, как изображено в 1895 году
Мишел Темер — 37-й и нынешний президент Бразилии ливанского происхождения.
Мечеть Кечималай, Берувала. Одна из старейших мечетей в Шри-Ланке. Считается, что это место, где первые арабы высадились в Шри-Ланке.
Барельеф: Немезида, Аллат и посвящённый.
Священное место в исламе: Кааба в мечети Аль-Харам, находится в Мекке, регионе Хиджази Саудовской Аравии.
Греческая православная церковь во время снежной бури в Аммане, Иордания
Арабская рукопись эпохи Аббасидов
Арабская каллиграфия
Мозаика и арабески на стене Миртл-Корт в Альгамбре, Гранада.
Арабская миниатюра, отводящая Аль-Харита от Макамата Аль-Харири
Мескита, построенная Абд ар-Рахманом I в 987
Аль-Узза был одной из трёх главных богинь языческой арабской религии
Аверроэс — основатель аверроизма (школы философии, оказавшей влияние на рост светской мысли в Западной Европе).
Китаб аз-Зиж Albategnius'а была одной из самых влиятельных книг в средневековой астрономии
Бронзовый лев с наездником, сделанными катабанцами около 75-50 гг. до н. э., раскопан возле Дома Яфаша у южных ворот города.
Музей Пергама (Берлин). Выставка «Дороги Аравии»: голова человека (1 век до н. э.), литая бронза, высота 40 см, из Кариат аль-Фау (Музей археологии, Университет короля Сауда, Эр-Рияд).
Душара — божество древнеарабского пантеона.
Мухаммед, изображённый с закрытым лицом (Иллюстрация Сиери Неби, XVI век)
Сегодня большинство таджиков мира живут в Таджикистане, Центральной Азии. Однако многие раньше жили в Афганистане. После вторжения Советского Союза и оккупации Афганистана (с 1979 по 1988 год) продолжались боевые действия между афганскими группами, стремящимися к власти. Именно в этот период хаоса и насилия до пяти миллионов афганцев бежали в Пакистан; более миллиона из которых были таджиками. Афганские таджики - это индоиранцы со светлой кожей и черными волосами. Однако смешанные браки сильно повлияли на их особенности. Таджики тесно связаны с персами Ирана и говорят на диалекте фарси, персидском языке. Хотя многие таджикские беженцы поселились в Пакистане, другие остались в лагерях беженцев, ожидая стабилизации ситуации в Афганистане, чтобы они могли вернуться домой. Все те, кто сейчас живет в Пакистане, проживают в длинной узкой полосе на границе Пакистана и Афганистана.
Какова их жизнь?Большинство афганских таджиков являются фермерами или скотоводами. Фермеры выращивают хлопок, ячмень, пшеницу и различные зерновые культуры. Они живут в небольших деревнях, которые состоят из глины или каменных домов с плоской крышей. Некоторые жители деревни ведут полукочевой образ жизни. Зимой они остаются в деревнях, а летом они пасут свои стада на более высокие высоты. Несколько таджиков живут в крупных городах и работают торговцами или высококвалифицированными мастерами. После бегства в Пакистан некоторые афганские таджики были вынуждены работать на любой случайной работе, которую они могут найти. Таджикские мужчины обычно носят тюрбаны поверх ярко вышитых шапок. Вместо того, чтобы покрывать свои лица вуалью, как большинство мусульманок, таджикские женщины покрывают свои головы платками. Женщины, которые живут в городах, обычно носят мешковидные платья, которые покрывают их с ног до головы. Таджики гордятся своим этническим наследием. Их индоиранские физические особенности и их язык очень отличаются от других этнических групп в Центральной Азии. Сохранение традиций очень важно для таджиков, и они используют фольклор, чтобы передать свои обычаи следующему поколению. Таджикские семьи, как правило, довольно большие. В семьях нередко бывает семь или восемь детей. Браки по-прежнему устраиваются родителями, а свадебные церемонии следуют традиционным таджикским обычаям.
Каковы их убеждения?Афганские таджики в подавляющем большинстве мусульманские. Большинство из них - мусульмане-сунниты из секты ханафитов, но среди них есть и несколько шиитов-исмаилитов. Мусульмане-сунниты гораздо более ортодоксальны в своих убеждениях, чем шииты, которые верят в свободную волю человека. Ислам полностью пропитывает жизнь таджиков, управляя тем, что они едят, как они действуют и как женщины одеваются. Они также соблюдают исламские ритуалы, связанные с рождением, половым созреванием, браком и смертью. Они верно повторяют заученные молитвы пять раз в день, обращаясь к Мекке, священному городу ислама. В дополнение к своим исламским убеждениям, многие из таджиков практикуют спиритизм (практики, использующие чары и амулеты).
Каковы их потребности?У большинства пакистанских афганских таджиков огромные физические потребности. Они страдают от антисанитарных условий жизни и плохой воды. Уровень грамотности среди них довольно низкий. Большинство таджиков хотят вернуться на родину, но боевые действия все еще бушуют на большей части территории Афганистана. Их земля переполнена миллионами наземных мин, и весьма вероятно, что многие афганские таджикские деревни были разрушены. На исламскую религию очень сложно влиять. Обращенные в христианство часто изгоняются из своих семей. В результате христиане составляют лишь очень небольшой процент афганского таджикского населения.
Молитвенные очки* Писание Молитвы за арабские таджики в Афганистане.
* Попросите Господа урожая отправить рабочих в Пакистан, чтобы поделиться Евангелием с афганскими таджиками.
* Попросите Святого Духа дать мудрость и милость агентствам миссий, которые сосредоточены на афганских таджиках
* Молитесь, чтобы Бог дал верующим афганских таджиков смелость делиться Христом со своим народом.
* Просите Бога поднять молитвенные команды, которые начнут разрушать духовную почву через поклонение и ходатайство.
* Попросите Господа создать торжествующую афганскую таджикскую церковь во славу Его имени!