Чараймаки в Афганистане

Чарайма́ки (дари چار‌ایماق «четыре племени») — совокупность ираноязычных племенных групп (джемшиды, фирузкухи, таймани, теймури) проживающих на северо-западе Афганистана и северо-востоке Ирана и ведущих преимущественно полукочевой образ жизни. Общая численность ок. 1 600 000 чел.

Название и этногенез

Общее название племён гибридное: дари چار‌ [ʧɒr] означает «четыре», а тюркское слово [ɑymɑq] происходит от монг. аймаг «племя». Выделяют соответственно четыре основные племенные группировки чараймаков: джемшиды, фирузкухи, таймани и теймури, разделяющиеся дальше на племена и роды. К чараймакам часто причисляют и пятое племя зури. В этногенезе чараймакских племён принимали участие пришлые монголы, тюрки и местные таджики. Монгольское влияние проявляется как в языке, так и физическом типе многих представителей племён.

Расселение и религия

 Карта ЦРУ показывающая территорию проживания этнических групп и подгрупп в Афганистане (2005 г.)

Области обитания чараймаков представляет собой непригодные для земледелия горные или предгорные пустыни области Гор и солончаковые степи у солёных озёр вдоль ирано-афганской границы, окружающие персоязычные (дариязычные) густонаселённые оазисы таджиков (прежде всего оазис города Герат). Многие чараймаки до сих пор живут в юртообразных временных жилищах и кочуют вместе со своими стадами, в то же время наметился процесс оседания племён, некоторые из которых освоили пашенное земледелие.

  • Джемшиды (Джамшиды, дари جمشیدی, ок. 112 тыс. в Афганистане, ок. 28 тыс. в Иране) населяют северные склоны гор Паропамиз между реками Кушка и Герируд на северо-западе афганских провинций Герат и Бадгис. По джемшидским преданиям, они происходят из Систана и ведут свой род от легендарного иранского царя Джамшида. Согласно мнению ряда исследователей, входят в число чараймакских племён, имеющих монгольское происхождение.
  • Фирузкухи (дари فیروزکوهی, ок. 253 тыс. в Афганистане) населяют междуречье Герируда и Мургаба на востоке провинции Герат. По легенде переселены из Мазендерана, из крепости Фирузкух Тимуром. По другим предположениям этноним связан с Фирузкухом («победоносная гора») — столицей Гуридов в Горе. Исследователи отмечают, что характерным для фирузкухи является наличие сильного тюркско-монгольского суперстрата.
  • Таймани (дари تیمنی, ок. 507 тыс. в Афганистане) проживают к юго-востоку от Герата в верховьях р. Фарахруд и к востоку от него в верховьях Герируда (провинция Гор). В формировании участвовали монгольские, тюркские, иранские компоненты. Согласно мнению ряда исследователей, имеют монгольское происхождение. В состав таймани входят следующие этногруппы:
    • Кипчаки (Afghan Kypchaks) (дари قیپچاق) — тюркского происхождения;
    • Дурзаи (дари دورزای) — пуштунского происхождения.
  • Теймури (дари تیموری, ок. 127 тыс. в Афганистане, ок. 184 тыс. в Иране) племя монгольского происхождения, обитает к югу от Герата вдоль ирано-афганской границы и около озера Намакзар. Этноним предположительно связан с Тимуром. По одной из легенд теймури были подарены последним одному из его военачальников и вместе с ним попали в Герат.
  • Аймак-хазара, (ок. 226 тыс. в Афганистане, ок. 7,500 в Таджикстане) племя хазарейского происхождения.

Наиболее сильный тюрко-монгольский субстрат демонстрируют теймури и аймак-хазара. Наименее тюркизированные группы — джемшиды и фирузкухи.

В противоположность шиитским оседлым фарсиванам Гератского региона и соседним хазарейцам чараймаки исповедуют суннитский ислам. В то же время в Иране большинство племенных групп обращено в шиизм.

Язык

Диалекты чараймаков не подвергались основательному научному исследованию, но в целом характеризуются как принадлежащие персо-таджикскому континууму диалектов. В Афганистане их официально считают говорами языка дари, и в переписях чараймаков записывают таджиками.

Отмечается, что говоры джемшидов и, возможно, фирузкухов близки к южнотаджикским диалектам, а таймени — к гератским. Для всех чараймакских диалектов характерно наличие сильного тюрко-монгольского суперстрата.

Население
1558000
Основной язык
Aimaq
Самая большая религия
Ислам (100,00%)
Христиан
0,00%
евангельский
0,00%
Прогресс
Индикатор прогресса
☀ Граница
Подгруппы
 
Название подгруппы Население   
Аймак, таймани 494000  
Аймак, чар 249000  
Аймак, Фирозкохи 247000  
Аймак, Хазара 192000  
Аймак, тимури 123000  
Аймак, джамшиди 109000  
 
 
История

С древних времен Афганистан был перекрестком Азии, предлагая как торговлю, так и вторжение. Регион был захвачен армиями печально известных завоевателей - Александром Великим, Чингисханом, Тамерланом - а также недавними, борющимися за интересы Англии, России и Ирана. В центре этого пересечения - задолго до того, как границы определили сближение Ирана, России и Афганистана, - была провинция Хорасан Ирана, которая включала часть современного Афганистана. Традиционный дом этнически смешанных племен аймаков простирался от северо-восточного Ирана до западного и центрального Афганистана, где они все еще проживают. Небольшая группа также живет в Таджикистане, а остальные являются беженцами в Иране. Не принадлежащая к этническому происхождению группа людей, более широкое племенное общество - чар-аймак, впервые известный как чахар (четыре) эймака (монгольский для племен), обозначение, признающее его состав из четырех основных племен: таймани, Фирозкохи, Тимури и Джамшиди. , Эти четыре также состоят из около 250 субплемен. Никогда политически не объединенные племенные альянсы присоединились к ним для защиты от захватчиков. Аймак известны как грозные воины. Для такого большого населения мало что было зарегистрировано о них, что делает их относительно неясными. Когда-то кочевые народы, они были вынуждены циклы сильной засухи и войны в полукочевой жизни, сезонно путешествуя, чтобы пасти уничтоженных стад и / или существовали в качестве оседлых фермеров и ковроткачи в деревнях из грязевого кирпича. Аймак живет в основном в провинциях Бадгис, Гор и Герат, где сельское хозяйство и животноводство являются экономической базой. Неподалеку находится столица аймака Чахчаран и древний город Герат, оказывающие экономическое, политическое и духовное влияние. Как и в подавляющем большинстве афганцев, суннитский ислам ханафи является системой верований среди племен аймаков. Большинство полуседых племен джамшиди и тимури живут к северо-востоку от города Герат в районе реки Куш плодородной провинции Бадгис. Люди здесь менее склонны идентифицировать себя как аймак. Персидский правитель Джамшид дал свое имя этому племени, но происхождение имени Тимури неизвестно. Обычно на хорошо поливаемой земле выращивают рис, хлопок, виноград, пшеницу и дыни. Большинство аймаков больше не имеют значительных стад (по которым подсчитывается богатство), но овцы могут пастись круглогодично в этом климате. Избыток продукции приносит доход на рынках Герата, как и высококачественные ковры Герат Белух. В свое время Тимуры были самым многочисленным и могущественным из четырех основных афганских племен, и его численность сократилась, когда многие переселились в северный Иран в 18-19 веках. Гористая и в основном бесплодная провинция Гор является основным домом племен таймани и Фирозкохи. Таймани ведут свое имя от Таймана, известного строителя альянса Какар-Пуштан 1650-х годов, тогда как название Фирозкохи происходит от фирузкухов, что означает «бирюзовая гора». Живя вдоль реки Хари Руд и в долине реки Мургаб, соответственно, они переносят суровые зимы и редкие осадки, регулярно прерываемые засухой. В такие времена девственницы здесь до сих пор исполняют доисламские танцы, выпрашивая дождей. Полукочевые и бедные племена в провинции Бадгис, их ограниченные поля выращивают сухие культуры, такие как пшеница, дыни и фураж, чтобы кормить животных, которые должны быть устойчивы зимой. Перемещая свои стада летом, одни только Фирозкохи по-прежнему живут в традиционных юртах, другие племена оставили их для палаток черного кочевника. Некоторые характеристики, вероятно, относятся к большинству аймаков. Когда-то существовал общепринятый, общепринятый язык аймак, но сейчас, похоже, немногие говорят на нем. Говорящие сегодня диалекты напоминают дари (афганский восточный фарси), смешанные со словами монгольского и тюркского происхождения. Исследователи пытаются определить, может ли аймак говорить на дари, на который влияют индивидуальные манеры говорить в своих деревнях. На дари говорят в школах. Еда и одежда у джамшиди и тимури, вероятно, похожи и в других племенах. Основной пищей, которую едят при каждом приеме пищи, является густой хлеб из цельной пшеницы, запеченный в грязевых печах. Рис, нут, картофель и овощи в летнем саду сопровождают курицу, яйца или ягненка (для гостей или праздников). Dugh, напиток, сделанный с йогуртом, солью, перцем и водой, также подан. Женщины улучшают тусклую жизнь, нося яркую одежду, сшитую блестящими блестками поверх белых или цветных тамбонов (штанов). За пределами своих домов женщины скромно носят чаддер намоз, темное с головы до ног покрытие, и многие все еще надевают бурку, когда находятся в Герате. Мужчин можно увидеть в тюрбанах или круглых кепках с плащами грубой фактуры, обернутыми вокруг их плеч. Основанный на клане и расширенной семье, аймак возглавляют мужчины и прослеживают предков по мужской линии. Несмотря на это, женщины аймака пользуются необычными привилегиями по сравнению с другими группами афганцев, которые встречаются с мужчинами и свободно высказывают свое мнение, даже при наличии незнакомых людей. Брак - самое важное событие в жизни аймака, отмечаемое танцами под ритмы, звучащие на плоских барабанах. По традиции союз устраивают в раннем детстве. Вступление в брак происходит, когда девушке 13 или 14 лет, как правило, родственнику по крови немного старше, 16-20 лет, или в качестве второй жены по сравнению с мужчиной старше 40 лет. Девочки выходят замуж в возрасте 18 лет и могут отвергнуть выбор отца в отношении мужа. Традиционно после свадебных обрядов невеста сразу переезжает в дом семьи мужа. Племенные обычаи аймака остаются сильнее афганского национализма, отчасти из-за давней независимости и географической удаленности от центрального правительства в Кабуле. Племенное право, которым наделены деревенские лидеры, обычно преобладает над государственной властью и даже некоторыми исламскими правилами. Возможно, с новым правительством и конституцией в будущем многие аймаки станут более «афганскими».

Молитвенные очки

* Писание Молитвы за аймак в Афганистане.

Related Articles