НКР
Наго́рно-Караба́хская Респу́блика (арм. Լեռնային Ղարաբաղի Հանրապետություն), другое официальное название — Респу́блика Арца́х (арм. Արցախի Հանրապետություն), — непризнанное государство в Закавказье.
Провозглашено 2 сентября 1991 года на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов Азербайджанской ССР в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР.
Согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики, территория, контролируемая НКР, является частью Азербайджана.
Расположена на севере географического региона Передняя Азия и северо-востоке Армянского нагорья. До 2020 года граничила с Арменией на западе, с Азербайджаном на севере и востоке и Ираном на юге. После выполнения соглашения от 10 ноября 2020 года со всех сторон окружена территорией Азербайджана, однако транспортный коридор, который находится под контролем российских миротворческих сил, обеспечивает транспортную связь с Арменией. Территория (в границах, предусмотренных соглашением от 10 ноября 2020 года) — около 3 тыс. км².
Население по предварительным данным переписи 2015 года — 150 932 человека. Абсолютное большинство верующих — христиане.
Столица и крупнейший город — Степанакерт (Ханкенди).
Этимология
Название НКР явилось видоизменением названия существовавшего ранее административного образования — Нагорно-Карабахской Автономной Области, которая создана в 1923 году на территории, известной в тот момент как нагорная часть более обширного региона Карабах (название «Карабах» происходит от тюркского «кара» — чёрный, и персидского «бах» — сад. и возникло в Позднем Средневековье). Однако армяне предпочитают называть область и с ней непризнанное государство более древним армянским хоронимом Арцах.
История
2 сентября 1991 года на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и сопредельного Шаумяновского района Азербайджанской ССР.
10 декабря 1991 был проведён референдум о статусе НКР; 99,89 % участников которого высказались за её независимость. Такой процент был достигнут из-за того, что референдум был бойкотирован азербайджанским меньшинством (23 % от общего населения) области. Референдум не был признан международным сообществом.
Кроме территорий НКАО и Шаумяновского района референдум также проводился на части территории Ханларского района, впоследствии получившей в карабахской и армянской литературе название Геташенский подрайон, что, как указывают власти НКР, юридически закрепило вхождение данной территории в состав Нагорно-Карабахской Республики.
6 января 1992 года парламент НКР первого созыва — Верховный Совет НКР — принял Декларацию «О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики». Провозглашению независимости предшествовал почти четырёхлетний армяно-азербайджанский конфликт, приведший к значительному числу жертв и беженцев с обеих сторон, вызванных применением массового насилия и этнических чисток.
В 1991—1994 гг. между Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджаном разгорелся военный конфликт, в ходе которого азербайджанцы вытеснили армян с территории бывшего Шаумяновского района и части Нагорного Карабаха, а поддержанная ВС Армении Нагорно-Карабахская Республика установила контроль над несколькими районами Азербайджана, прилегающими к Нагорному Карабаху, и вытеснила оттуда азербайджанское население, что было квалифицировано в 1993 году Советом Безопасности ООН как оккупация территории Азербайджана армянскими силами.
Согласно административно-территориальному делению Азербайджана, территория, фактически контролируемая НКР в настоящее время, занимает юго-западную часть основной территории Азербайджана (территория бывшей НКАО и некоторые прилегающие территории), примыкает к государственным границам между Азербайджаном и Арменией на западе и Азербайджаном и Ираном на юге и граничит с контролируемой Азербайджаном территорией на севере и востоке.
К маю 1992 года силы самообороны НКР сумели взять г. Шуша, «пробить» коридор в районе города Лачин, воссоединивший территории Нагорного Карабаха и Республики Армения, тем самым частично ликвидировав блокаду НКР.
В июне-июле 1992 в результате наступления азербайджанская армия взяла под контроль весь Шаумяновский, большую часть Мардакертского и Аскеранского районов.
В том же 1992 году, с целью экономической поддержки бывших советских республик, в США был принят «Акт в поддержку свободы» (Freedom Support Act). Сенатом США к акту была принята 907-я поправка, которая запрещала оказание помощи Азербайджану со стороны правительства США, до тех пор пока Азербайджан не прекратит блокаду и военные действия против Армении и Нагорного Карабаха. Согласно некоторым источникам, поправка была принята под давлением армянского лобби. По мнению почетного доктора Национальной академии наук Азербайджана, шведского исследователя Сванте Корнелла, поправка игнорирует тот факт, что Армения сама осуществила эмбарго в отношении Нахичевани, отделённой от основной части Азербайджана, по его же мнению, использование термина «блокада» само по себе вводит в заблуждение — Армения имеет тесные экономические связи с Грузией и Ираном и в данном случае больше подходит термин «эмбарго». При этом Сванте Корнелл не раз критиковался за тенденциозно проазербайджанскую позицию., а возглавляемый им Институт политики безопасности и развития финансируется главной лоббистской организацией официального Баку — Европейско-азербайджанским обществом (TEAS). Авторы книги «Хрупкий мир» полагают, что закрытие границы с Арменией (1988), произошло из-за оккупации территории Азербайджана (1993—1994).
С целью отражения действий Азербайджана жизнь НКР была полностью переведена на военные рельсы; 14 августа 1992 был создан Государственный комитет обороны НКР, а разрозненные отряды сил самообороны были реформированы и организованы в Армию Обороны Нагорного Карабаха.
Также, в 1992 года для урегулирования карабахского конфликта была создана Минская группа ОБСЕ, в рамках которой осуществляется переговорный процесс с целью подготовки Минской Конференции ОБСЕ, призванной добиться окончательного решения вопроса статуса Нагорного Карабаха.
5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ — Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали в столице Киргизии Бишкеке Бишкекский протокол, на основании которого 12 мая теми же сторонами была достигнута Договорённость о прекращении огня, действующая по сей день.
На начало сентября 2020 года под контролем вооружённых сил Азербайджана находились около трети Шаумяновского района, а также незначительные части Мартакертского и Мартунинского районов НКР.
27 сентября 2020 года активизировались военные действия на линии соприкосновения. Начало нового конфликта высокой интенсивности между вооружёнными силами Азербайджана и вооружёнными формированиями Нагорно-Карабахской Республики, стало самым масштабным, продолжительным и кровопролитным с момента окончания Карабахской войны в 1994 году. Наступление азербайджанских войск шло с масштабным применением авиации, бронетехники, артиллерии, ударных БПЛА. Обе стороны сообщали о многочисленных жертвах среди военнослужащих и мирного населения. В Армении и Нагорно-Карабахской Республике объявили военное положение и всеобщую мобилизацию; в Азербайджане было объявлено военное положение и частичная мобилизация. Политическую и военную поддержку Азербайджану оказала Турция.
В ходе боевых действий часть территории, контролируемая НКР, перешла под контроль Азербайджана: он взял под свой контроль 5 городов, 4 посёлка и 240 сёл. На северном участке азербайджанская армия взяла под свой контроль ряд стратегических высот и населённых пунктов. На юге азербайджанская армия взяла под полный контроль территорию, прилегающую к границе с Ираном, а также город Шуша.
В мирном соглашении, подписанном 10 ноября 2020 года Арменией, Азербайджаном и Россией, объявлено о прекращении возобновившихся боевых действий и установлено, что Армения передаст оставшиеся оккупированные территории, окружающие Нагорный Карабах, в течение следующего месяца. Сделка включает положения о развертывании российских миротворческих сил в регионе, при этом президент России Владимир Путин заявляет, что он намерен в нынешнем соглашении «создать условия для долгосрочного урегулирования».
Политическая жизнь
Нагорно-Карабахская Республика является президентско-парламентской республикой. Главой государства является президент.
Президент
Президентом с 2007 года по 2020 год являлся Бако Саакян. Его предшественником был Аркадий Гукасян, который занимал пост президента с 1997 по 2007 год.
31 марта 2020 года в первом туре президентских выборов победил Араик Арутюнян, его вступление в должность состоялось 20 мая 2020 года.
Национальное Собрание
Законодательный орган — Национальное Собрание, 33 места.
В мае 2015 года состоялись выборы депутатов Национального Собрания НКР. В них приняли участие политические партии и объединения:
- партия «Свободная Родина» (47,35 % голосов и 15 мест),
- «Демократическая партия Арцаха» (19,1 %, 6 мест),
- партия «АРФ Дашнакцутюн» (18,81 %, 7 мест),
- «Движение 88» (6,93 %, 2 места),
- партия «Национальное возрождение» (5,38 %, 1 место),
- Коммунистическая партия Арцаха (1,1 %),
- партия «Мир и развитие» (0,86 %).
На выборах присутствовали около 110 международных наблюдателей из 30 стран, в частности, из Франции, Германии, Австрии, Израиля, Венгрии, Бельгии, Чехии и Эстонии, а также представители политических партий из РФ. По их оценкам, выборы «в целом прошли в условиях демократической конкурентной борьбы при очень высокой явке избирателей и соответствовали основным принципам и требованиям международного права».
Правительство
Исполнительную власть НКР осуществляет Правительство НКР, полномочия которого устанавливаются законами НКР. Правительство состоит из премьер-министра НКР, вице-премьера, министров. Структура и порядок деятельности Правительства устанавливается указом президента НКР в присутствии премьер-министра. В правительстве есть 11 министерств.
Согласно новой Конституции, должность премьер-министра упразднена (с сентября 2017 года).
Постоянные представительства НКР
- Армения — Ереван
- Россия — Москва
- США — Вашингтон
- Франция — Париж
- Австралия — Сидней
- Ливан — Бейрут
- Германия — Потсдам
Нагорно-Карабахская Республика является членом неформального объединения СНГ-2.
Государственные праздники
Официально установлены следующие праздники:
- С 31 декабря по 7 января (нерабочие дни) — новогодние и рождественские праздники.
- С 31 декабря по 2 января — Новый год.
- С 3 по 5 января — предрождественские праздники.
- 6 января — Рождество и Святое Богоявление.
- 7 января — День поминовения усопших
- 20 февраля — День возрождения Арцаха.
- 21 февраля — День родного языка.
- 23 февраля — День защитника Отечества.
- 8 марта (нерабочий день) — Международный день женщин.
- 7 апреля (нерабочий день) — Праздник материнства и красоты.
- 24 апреля (нерабочий день) — День памяти жертв геноцида.
- 1 мая (нерабочий день) — Международный день солидарности трудящихся.
- 9 мая (нерабочий день) — Праздник Победы, День Армии Обороны Нагорно-Карабахской Республики и освобождения Шуши.
- 28 мая (нерабочий день) — День Первой Армянской Республики.
- 1 июня — Международный день защиты детей.
- 29 июня — День памяти павших за Родину и без вести пропавших.
- 1 сентября — День знаний и просвещения.
- 2 сентября (нерабочий день) — День Нагорно-Карабахской Республики.
- вторая суббота октября — Праздник переводчика.
- 7 декабря — День памяти жертв землетрясения.
- 10 декабря (нерабочий день) — День референдума о государственной независимости и День Конституции Нагорно-Карабахской Республики.
Вооружённые силы
А́рмия оборо́ны Наго́рно-Караба́хской Респу́блики была официально создана 9 мая 1992 года в качестве вооружённых сил непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, объединивших отряды самообороны, создававшиеся в начале 1990-х гг. Численность Армии обороны НКР оценивается в 18—20 тыс. солдат и офицеров, мобилизационный резерв — 20—30 тыс. В её состав входят мотопехотные, танковые, артиллерийские части и подразделения и силы ПВО. В 2002 году военный бюджет НКР составлял около 20 % от ВВП.
Создателями Армии обороны НКР стали Самвел Бабаян («Ижо», командующий армией НКР до 1999 г.), генерал Х. И. Иванян и ряд других советских офицеров — полковник А. Зиневич, полковник Аркадий Тер-Тадевосян, майор Сейран Оганян, а также Серж Саргсян (и. о. министра обороны Нагорно-Карабахской Республики с 1992 по август 1993), Вазген Саргсян (министр обороны Армении в 1992—93, государственный министр, и. о. министра обороны в 1993—95, премьер-министр Армении в 1998—99), Монте Мелконян («Аво», руководитель обороны в Мартунинском районе). Руководителем военного отряда, в августе 1992 года ставшим председателем государственного комитета обороны был Роберт Кочарян.
Армия обороны НКР тесно связана с Вооружёнными силами Армении, которые помогают вооружением и военным снаряжением. Офицеры из Армении участвуют в подготовке военных кадров Армии НКР.
С 2015 г. главой Министерства обороны НКР является Генерал-лейтенант Левон Мнацаканян. В 2007—2015 эту должность занимал Мовсес Акопян.
География
Рельеф
Нагорно-Карабахская Республика расположена в юго-восточной части Малого Кавказа. Рельеф республики типично горный, охватывает восточный отрезок Карабахского плато и с запада наклонно спускается к востоку, сливаясь с Арцахской долиной, составляющей большую часть Куро-Аракской низменности. Относительно низменными являются восточные части Мартакертского и Мартунинского районов.
Климат
На территории Нагорно-Карабахской Республики распространено 2 климатических пояса, климат здесь мягкий умеренный, на значительной территории — сухой субтропический. Среднегодовая температура воздуха здесь составляет +10,5° С. Самые жаркие месяцы — июль и август, средняя температура которых составляет +21,7° С и +21,4° С. Средняя температура самых холодных месяцев (январь-февраль) — около 0° С. Наиболее тёплыми местностями на территории Нагорно-Карабахской Республики являются низменные зоны Мартунинского и Мартакертского районов.
В зимние месяцы относительно холодный пояс охватывает высокогорный, в особенности северный отрезок — Мравский хребет. Наименьшая температура в низменной зоне опускается до −16° С, в предгорье — до −19° С, высокогорье — от −20° С до −23° С. Наиболее высокая температура в низменных и предгорных местностях доходит до +40° С, среднегорных и горных местностях — от +32° С до +37° С.
На территории республики преобладают горно-долинные ветры. В весенние и летние месяцы часто бывают проливные дожди и сильные грозы. Среднегодовое количество атмосферных осадков по поясам колеблется от 480 до 700 мм, часто встречается туман. Наименьшие осадки выпадают в равнинной зоне — в низменных частях Мартакертского и Мартунинского районов — и составляют 410—480 мм в год. Наибольшее количество осадков выпадает в высокогорной зоне — 560—830 мм в год.
|
|
|
||
Мравский хребет | Сарсангское водохранилище | Крупнейшая река НКР — Тартар |
Водные ресурсы
Реки относятся к бассейну Куры (Тертер, Хачен, Каркар). Из-за имеющегося наклона почти все реки Нагорно-Карабахской Республики текут с гор с запада и юго-запада на восток и юго-восток на Карабахскую равнину. Наибольшими реками являются Тертер и Хачинчай.
Озёра на территории Нагорно-Карабахской Республики практически отсутствуют. На севере расположено Сарсангское водохранилище.
Административно-территориальное деление
Большая часть Гадрутского и полностью Шаумяновский районы находятся под контролем Азербайджана и считаются властями НКР оккупированными территориями.
Территории за пределами границ бывшей НКАО, контролируемые НКР до 2020 года, а также Шаумяновского и части Ханларского районов АзССР, часто именовались поясом или зоной безопасности НКР.
Территориальные изменения
- апрель — май 1992 — установление контроля над Лачинским районом,
- 9 мая 1992 — установление контроля над Шушой,
- июнь — июль 1992 — утрата контроля над Шаумяновским районом,
- март 1993 — установление контроля над Кельбаджарским районом,
- 13—23 июня 1993 — установление контроля над частью Агдамского, Джебраильского, Физулинского районов,
- 23 августа 1993 — установление контроля над Джебраильским и большей частью Физулинского районов
- 31 августа 1993 — установление контроля над Кубатлинским районом,
- 29 октября 1993 — установление контроля над Зангеланским районом .
- декабрь 1993 — январь 1994 — утрата контроля над большей частью Физулинского района.
- 27 сентября — 31 октября 2020 — утрата контроля над частями Шаумяновского, Гадрутского, Кашатагского района (в Азербайджане — территории Джербраильского, Зангеланского, Кубадлинского районов) и городами Физули и Гадрут.
- 1—10 ноября 2020 — утрата контроля над частями Мартунинского, Гадрутского, Шушинского районов (в Азербайджане — часть Ходжавендского района) и городом Шуша.
В результате вооружённого конфликта в 2020 году республика потеряла контроль над большей частью своей территории. По заявлению о прекращении огня от 10 ноября 2020 года стороны останавливаются на занятых позициях, а части территорий Кашатагского, Шаумяновского, Мартунинского районов (в Азербайджане — части Кельбаджарского, Агдамского и Лачинского районов) должны быть переданы под контроль Азербайджана.
Население
По результатам переписи населения Нагорно-Карабахской Республики 2005 года, численность населения в республике составила 137 737 человек, из них армян — 137 380 человек (99,74 %), русских — 171 человек (0,1 %), греков — 22 человека (0,02 %), украинцев — 21 человек (0,02 %), грузин — 12 человек (0,01 %), азербайджанцев — 6 человек (0,005 %), представителей других национальностей — 125 человек (0,1 %). В 2006 году в НКР родилось 2102 ребёнка — на 4,9 % больше, чем в 2005 году. В расчёте на 1000 жителей родилось 15,3 ребёнка против 14,6 в 2005 году. Естественный прирост населения за то же время увеличился на 16,5 %. В 2006 году в Нагорно-Карабахскую Республику из Армении и других стран СНГ переехала на постоянное жительство 241 семья, или 872 человека, 395 из которых — дети. По оценкам на 2017 год, население Нагорно-Карабахской Республики насчитывало 147.0 тысяч человек.
Согласно предварительным данным переписи населения НКР 1 декабря 2015 года, численность населения НКР составляла 150 932 человека постоянного населения (включая временно отсутствующих в стране) или 146 260 наличного населения (учтённого переписью на территории НКР без временно выехавших из страны).
Религиозный состав
Подавляющее большинство населения Нагорно-Карабахской Республики являются прихожанами Армянской Апостольской церкви, которая представлена на территории НКР Арцахской епархией.
В 2010 году в Степанакерте прошла церемония закладки русского православного храма в честь Покрова Богородицы.
Международно-правовой статус
Согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики, территория, контролируемая НКР, является частью Азербайджана. Приверженность территориальной целостности Азербайджанской Республики упоминается в резолюциях Совета Безопасности ООН, Генеральной Ассамблеи ООН и ряда других международных организаций: в 1993 году Советом Безопасности ООН были приняты четыре резолюции, касающиеся Карабахского конфликта, квалифицирующих контроль местными армянскими силами территорий, находящихся за пределами Нагорного Карабаха, как оккупацию территории Азербайджана армянскими силами, в марте 2008 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция «Положение на оккупированных территориях Азербайджана», которую поддержали 39 государств-членов ООН (сопредседатели Минской группы ОБСЕ США, Россия и Франция проголосовали против принятия данной резолюции), в 2009 году Государственный департамент США в своём ежегодном докладе о соблюдении свободы вероисповедания в мире назвал Карабах «сепаратистским регионом Азербайджана».
По состоянию на 2020 год НКР не получила признания со стороны государств-членов ООН и не является её членом; в связи с этим в официальных документах государств-членов ООН и образованных ими организациях по отношению к НКР не употребляются некоторые политические категории (президент, премьер-министр, выборы, правительство, парламент, флаг, герб, столица). Для обозначения властей НКР как стороны конфликта в документах ООН и ОБСЕ, связанных с конфликтом, употребляется выражение «руководство Нагорного Карабаха» (англ. «Leadership of Nagorny Karabakh»), что, как подчёркивают дипломаты, не рассматривается как формальное признание какого-либо дипломатического или политического статуса региона.
Нагорно-Карабахская Республика признана частично признанными государствами Республика Абхазия и Южная Осетия, а также непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой. Парламент крупнейшего по населению австралийского штата Новый Южный Уэльс также признал право народа Нагорно-Карабахской Республики на самоопределение и призвал власти Австралии официально признать независимость НКР. Резолюции с призывом к президенту и конгрессу США признать независимость НКР приняли законодательные органы власти американских штатов Род-Айленд, Массачусетс, Мэн, Луизиана, Калифорния, Джорджия, Гавайи и Мичиган.
Мнения политологов относительно статуса НКР расходятся. Так, по мнению немецкого правоведа О. Лухтерханда, «В исключительных случаях, то есть когда национальное меньшинство дискриминируется в невыносимой форме, тогда право самоопределения в форме права на сецессию имеет первенство над суверенитетом государства, которого оно касается. В рассматриваемом случае право Азербайджана на суверенитет теряет вес по сравнению с правом на самоопределение (право сецессии)…».
По мнению российских политологов Сергея Маркедонова и Андрея Арешева, невозможно отрицать тот факт, что НКР обладает собственной территорией, особой организацией власти и фактическим суверенитетом, то есть вполне подходит под формальное определение государства. С их точки зрения, НКР, не отличаясь от других существующих на свете государств ничем, кроме отсутствия её признания, может именоваться непризнанным государством.
По мнению же западного политолога Дава Линча, в случае Нагорного Карабаха независимость в действительности является ширмой, которая едва скрывает тот факт, что он является регионом Армении, — «независимость» Карабаха лишь позволяет недавно возникшему армянскому государству избежать международного клейма агрессора, несмотря на тот факт, что армянские войска принимали участие в войне в 1991—1994 годах и продолжают занимать линию фронта между Карабахом и Азербайджаном. В 2006 году президент Армении Роберт Кочарян заявил, что его страна призна́ет независимость Нагорно-Карабахской Республики, если переговоры с Азербайджаном зайдут в тупик.
Международные организации, в том числе ООН, НАТО, Евросоюз, Совет Европы, ОБСЕ, ОИК и ГУАМ, считают нелегитимными выборы, проводимые в регионе армянскими властями. В частности, 21 мая 2010 года Кэтрин Эштон, Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности сообщила, что Европейский союз не признаёт конституционные и юридические рамки, в которых 23 мая 2010 года «будут проведены „парламентские выборы“ в Нагорном Карабахе» и что «это событие не должно помешать мирному урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта».
20 мая 2010 года Европарламент принял резолюцию о «необходимости стратегии ЕС по Южному Кавказу», в которой заявлено, что ЕС необходимо проводить стратегию по поддержке стабильности, процветания и разрешения конфликтов на Южном Кавказе. Территории, окружающие Нагорный Карабах, были охарактеризованы в резолюции как оккупированные территории Азербайджана, в ней выражалось мнение о необходимости незамедлительно отказаться от включения этих территорий в состав НКР. Также в ней отмечалось, что промежуточный статус Нагорного Карабаха может являться решением до момента определения окончательного статуса.
С 2012 года различные субнациональные правительственные органы в Соединенных Штатах Америки выступили с призывами к признанию НКР их национальным правительством. В тоже время штат Вермонт в апреле 2014 года принял резолюцию, в которой отказался признавать независимость НКР; а штаты Аризона в январе 2014 года и Нью-Мексико в феврале 2014 года приняли резолюцию, признающую территориальную целостность Азербайджана. В 2016 году посольство США в Азербайджане выступило с заявлением о том, что внешняя государственная политика США определяется на уровне федерального правительства, и что Соединенные Штаты не признают НКР.
В Австралии Законодательный совет Нового Южного Уэльса принял аналогичную резолюцию в 2012 году. В ноябре 2015 года министр иностранных дел Австралии подтвердил, что федеральное правительство Содружества Австралии этого не признаёт и поддерживает претензии Азербайджана на регион.
20 октября 2020 года президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что Азербайджан прервёт все связи со страной, которая признает НКР.
25 ноября 2020 года Сенат Франции принял резолюцию с рекомендацией признать независимость НКР, МИД Азербайджана расценил эту резолюцию как «провокацию». Однако после принятия Сенатом Франции резолюции официальный представитель МИД Франции заявил, что «Франция не признает самопровозглашенную Нагорно-Карабахскую Республику».
8 декабря 2020 года Сенат Канады отклонил предложение об «осуждении азербайджано-турецкой агрессии» и признании независимости НКР.
Перемещенные лица
Конфликт в Нагорном Карабахе привел к перемещению 597 000 азербайджанцев ((это число включает 230 000 детей, рожденных от внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), и 54 000, которые вернулись)) включая Нагорный Карабах и 220 000 азербайджанцев, 18 000 курдов и 3500 русских бежавших из Армении в Азербайджан с 1988 по 1989 год. По оценкам правительства Азербайджана, 63% ВПЛ жили за чертой бедности по сравнению с 49% от общей численности населения. В столице, Баку, проживало около 154 тысяч человек. По данным Международной организации по миграции, 40 000 вынужденных переселенцев жили в лагерях, 60 000 - в землянках и 20 000 - в железнодорожных вагонах. 40 000 ВПЛ проживали в поселениях, финансируемых ЕС, и УВКБ ООН предоставило жильё еще 40 тысячам. Еще 5000 ВПЛ жили в заброшенных или быстро разрушающихся школах. Другие жили в поездах, на обочинах дорог в незавершенных постройках или в общественных зданиях, таких как туристические и медицинские учреждения. Десятки тысяч человек жили в семи палаточных лагерях, где плохое водоснабжение и санитария вызывали желудочно-кишечные инфекции, туберкулез и малярию.
Правительство потребовало, чтобы ВПЛ регистрировали свое место жительства, чтобы лучше ориентироваться на ограниченную и в значительной степени неадекватную национальную и международную помощь из-за того, что армяне выступали за то, чтобы США наложили ограничения на гуманитарную помощь Азербайджану. Многие ВПЛ были из сельской местности, и им было трудно интегрироваться на городской рынок труда. Многие международные гуманитарные агентства сократили или прекратили помощь ВПЛ, сославшись на рост нефтяных доходов страны. Младенческая смертность среди перемещенных азербайджанских детей в 3–4 раза выше, чем среди остального населения. Уровень мертворождённых среди внутренне перемещенных лиц составил 88,2 на 1000 рождений. Большинство перемещенных лиц прожили в тяжелых условиях более 13 лет.
Во время войны 2020 года президент Алиев заявил, что намерен вернуть беженцев в этот район. Хотя многие бывшие города в настоящее время непригодны для проживания, правительство Азербайджана и некоторые азербайджанские компании объявили о планах по восстановлению инфраструктуры и инвестированию на вновь подконтрольных территориях.
280 000 человек - практически все этнические армяне, бежавшие из Азербайджана во время 1988-1993 войны из-за спорного региона Нагорного Карабаха - живут в положении беженцев в Армении. Некоторые уехали из страны, в основном в Россию. Их дети, рожденные в Армении, автоматически получают гражданство. Таким образом, их количество постоянно сокращается из-за отъезда и отмены регистрации, необходимой для натурализации. Из них около 250 000 бежали из Азербайджана (районы за пределами Нагорного Карабаха); примерно 30 000 человек прибыли из Нагорного Карабаха. В конце года все были зарегистрированы в правительстве как беженцы.
Режим посещения
Въезд и выезд в Арцах осуществляется только наземным путём через границу с Арменией — либо по автомагистрали Горис—Степанакерт, либо по автомагистрали Варденис—Степанакерт. С 2017 года маршрут Ереван — Севан — Мартуни — Варденис — Степанакерт используется чаще, чем маршрут через Горис. Граница НКР с Азербайджаном закрыта.
Граждане стран СНГ могут посещать Арцах без визы, при наличии действительных загранпаспортов (либо заменяющих документов); гражданам остальных стран и лицам без гражданства нужны въездные визы, выдаваемые представительством НКР в Армении. Визы на въезд в Нагорно-Карабахскую Республику иностранным гражданам выдаются в Постоянном представительстве НКР в Республике Армения (ул. Наири Зарьяна 17а/2, Ереван, Армения 0051), а также на погранично-контрольных пунктах Республики Арцах (Кашатагский район, г. Бердзор — пункт Агавно). Въездная виза может быть выдана также в Консульском отделе Министерства иностранных дел НКР в г. Степанакерте.
НКР не осуществляет собственного таможенного контроля, ввозимые и вывозимые товары оформляются на таможнях Армении в соответствии с армянским законодательством.
Для всех въезжающих в пределы республики, но не являющихся гражданами НКР, обязательна регистрация в консульской службе МИД НКР в Степанакерте; разрешённые сроки пребывания и маршруты передвижения определяются при этой регистрации. Отсутствие такой регистрации считается нарушением режима пребывания иностранцев в НКР и может привести к выдворению из НКР с конфискацией кино-фото-видеоматериалов, другой печатной и информационной продукции.
Наличие отметок в паспорте, регистрации в НКР, других документов, чеков, фотографий и прочих свидетельств пребывания на территории республики может повлечь санкции (от запрета на въезд до лишения свободы) в Азербайджане, который считает НКР своей оккупированной территорией, а въезд иностранцев на неё без разрешения азербайджанских властей — незаконным. В феврале 2016 года гражданин Израиля, России и Украины Александр Лапшин, ранее посещавший НКР без разрешения азербайджанских властей, был выдан Белоруссией Азербайджану, где его по уголовным обвинениям в незаконном пересечении границы и публичных призывах против государства осудили на три года тюрьмы.
Экономика
Экономика НКР была полностью уничтожена во время Карабахской войны 1991—1994 годов. Усилиями местного бизнеса, бизнеса Армении и армянской диаспоры появляются новые заводы, фабрики, маленькие и крупные предприятия, которые оживили экономическую жизнь. На сегодняшний день в Арцахе действует предприятия лесопереработки, пищевой и лёгкой промышленности, изготовления ювелирной продукции и другие.
Активно развивается туристическая инфраструктура, строятся новые туристические центры, гостиницы и маршруты.
Большая часть венчурного капитала вкладывается армянами живущими в Армении, России, США, Франции, Австралии, Ирана и на Ближнем Востоке.
Нагорный Карабах очень богат минералами и минеральными водами. Здесь можно найти золото, серебро, медь, цветные металлы, железо, цинк, гранит, мрамор, драгоценные камни, огнеупорную глину и другие минералы.
Добыча меди и золота развивается с 2002 года благодаря разработке и запуску операций в месторождении Дрмбон. Производится около 27-28 тысяч тонн (сырой массы) концентратов со средним содержанием меди 19-21 % и содержанием золота 32-34 г/т. Азербайджан считает любую добычу полезных ископаемых в Нагорном Карабахе незаконной и пообещал привлечь международную аудиторскую компанию для определения ущерба, понесенного в результате государственной государственной компанией по управлению рудой в Азербайджане. В 2018 году правительство Азербайджана объявило, что планирует обратиться в международный суд и правоохранительные органы стран, в которых участвуют добывающие компании.
Инвестиции в основном осуществляются представителями армянской диаспоры. Основное внимание уделяется экономическому развитию в регионе. Инвестиции в основном направляются в гидроэнергетику, виноградарство, сельскохозяйственное производство, разработку природных ресурсов, туризм и информационные технологии. В настоящее время 100 миллионов долларов США было инвестировано в различные сектора экономики.
Армения и Нагорный Карабах имеют одинаковую банковскую систему и одну и ту же валюту. Оба имеют одинаковую таможенную систему. Однако товары, ввозимые и вывозимые из Нагорного Карабаха, напрямую не поступают в казну. В последние годы армянские банки проводят кредитную политику для развития малого и среднего бизнеса и расширения рынка ипотеки.
Образование
В Степанакерте (Ханкенди) действуют
- Арцахский государственный университет
- Центр креативных технологий «Тумо»
Культура и искусство
Музеи НКР
- Государственный историко-краеведческий музей Арцаха — г. Степанакерт (Ханкенди)
- Музей памяти погибших воинов-азатамартиков — г. Степанакерт (Ханкенди)
- Дом-музей Никола Думана (Музей народной архитектуры, этнографии и сельского быта) — с. Кышлак (Цахкашат) Аскеранского района
Театры НКР
- Степанакертский государственный драматический театр имени Ваграма Папазяна
Туризм
В послевоенный период туризм является одним из приоритетных направлений в экономике. Живописная география Арцаха, тысячи исторических, культурных и природных достопримечательностей, восстановление инфраструктуры, привлечение инвестиций, участие в экономических и туристических выставках и форумах способствуют развитию отрасли. С каждым годом количество въезжающих туристов возрастает, что говорит о привлекательности этого направления и его перспективах.
Для граждан Грузии и стран СНГ (кроме Туркменистана) действует безвизовый режим.
Гостиницы НКР
Гостиницы Республики Арцах вмещают около 1000 туристов в комфортабельных гостиницах со всем спектром услуг.
Степанакерт
- Гостиница «Армения» (четырёхзвёздочная)
- Гостиница «Ереван» (четырёхзвёздочная)
- Гостиница «Наири» (трёхзвёздочная)
- Гостиница «Егинар» (трёхзвёздочная)
- Гостиница «Эд-Эм»
- Гостиница «Лотос»
- Хостел «Арарат»
- Гостиница «Дхьяк»
- Гостиница «Карс (WMSI)»
- Хостел «Олимп+»
Вне столицы
- Гостиница «Ани Парадиз» — г. Аскеран
- Хостел «Парос» — г. Аскеран
- Гостиница «Эклектика» — с. Ванклу
- Гостиница «Цовин кар» — с. Ванклу
Достопримечательности
Представлен неполный список достопримечательностей Арцаха:
- Амарас — армянский монастырь IV века. Расположен в Мартунинском районе.
- Гандзасарский монастырь — армянский монастырь XIII века. Расположен в Мартакертском районе.
- Монастырь Ерек Манкунк — армянский монастырь XVII века. Расположен в Мартакертском районе.
- Каганкатуйк — руины древнего армянского поселения. Расположены в Мартакертском районе.
- Аскеранская крепость — одна из наиболее известных крепостей исторического Арцаха. Расположена в Аскеранском районе.
- Хоханаберд (крепость) — одна из лучших крепостей средневекового Хаченского княжества и его центр. Построена по приказу Гасан-Джалала Дола.
- «Мы — наши горы» — монумент на вершине холма при въезде в Степанакерт.
- Качагакаберд (крепость)
- Кармираван (монастырь) — армянский монастырь начала XIII века
|
|
|
||
Аскеранская крепость | Выдающийся памятник армянской культуры — Гандзасар | Амарас — армянский монастырь IV века. |
Транспорт и связь
Телефонные коды
- г. Степанакерт (Ханкенди): + 374 47 (9)
- Аскеран: + 374 47 (6)
- Мардакерт (Агдере): +374 47 (4)
- Мартуни (Ходжавенд): + 374 47 (8)
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Нагорно-Карабахская_Республика