Нурисати Нурастан в Афганистане
Группы Нуристан уникальны среди других жителей Афганистана - настолько уникальны, что их нельзя рассматривать через призму одной линзы. Их единственными общими чертами могут быть религия, этническая принадлежность и остатки обычаев, предшествовавших их коллективному обращению в ислам немногим более 100 лет назад. Этнически группа Нуристан включает восемь групп - Ашкуни-Вамайи, Башгали-Кати, Грангали, Камвири, Малахель, Вайгели, Прасуни и Трегами с населением от 120 000 до 250 000 человек. Однако с лингвистической точки зрения два из этих кланов говорят на языках, не относящихся к Нуристанской семье индоиранских языков. Часто язык, на котором говорят в одной долине, в значительной степени непонятен ближайшему соседу в другой. Ни один из их языков не имеет письменной формы, и их уровень грамотности на других языках очень низкий. Устные традиции свидетельствуют о давнем взаимодействии между группами на протяжении веков, несмотря на языковые барьеры. Географически, будучи первыми жителями региона Нуристани на северо-востоке Афганистана, большинство из них все еще проживает там, хотя две группы - малахель и урмури - сейчас живут среди пуштунов в провинции Пактика к юго-востоку от Кабула. В центре внимания находятся семь групп, все еще живущих в горах Нуристана. Известный как район удивительной красоты, который граничит с восточной границей с Пакистаном, Нуристан спускается вниз по скалистым южным вершинам гор Гиндукуш в долины, в которых находятся водоразделы четырех крупных рек. Достаточно стабильный климат обеспечивает достаточное количество осадков для поддержания пышных лесных массивов - что резко контрастирует с неурожаем других частей Афганистана - и для орошения сельскохозяйственных культур напрямую или через сеть каналов. Пшеница и кукуруза выращиваются на террасных участках, потому что пахотные земли малочисленны. Задача женщин - выполнять сельскохозяйственные работы, часто с использованием примитивных орудий труда. Пастбища для коз и крупного рогатого скота, за которыми ухаживают мужчины, более многочисленны. Даже в этом случае, когда первые поселенцы обнаружили природные ресурсы, ограниченные пересеченной местностью, группы сражались за землю и крали скот друг у друга. Устные рассказы племен, датируемые тысячей лет назад, указывают на то, что они жили к северо-востоку от точки слияния рек Кабул и Кунар, двинувшись на запад, чтобы спастись от вторгшихся мусульман, которых они считали воюющими сторонами, намеревающимися навязать им ислам. Верования кланов уходили корнями в более древнюю форму индуизма, в которой фигурировали верховный создатель и меньшие боги, которые проводили различие между нечистыми людьми и чистыми богами. Судьбу человека определяли эти боги, хотя призывы могли быть сделаны через жертвоприношения животных и молитвы - даже большие пиршества, которые также обеспечивали чистоту и благоприятный общественный статус. Честь богам предлагалась через шамана, и местные анимистические ритуалы смешивались. Эта религия была вытеснена после 800 лет сопротивления, когда в 1895 г. кланы Нуристан были перебиты силами Амира Адур Рахам-хана и вынуждены мечом принять ислам. Раньше этот регион мусульмане называли Кафиристаном - «Землей неверующих» или неверных. Тогда он был переименован в «Страну Просветленных» - Нуристан. Происхождение современных Нуристанских народов остается загадкой, хотя в этом замешаны воины Александра Македонского. Физически люди предпочитают европейцев; светлые или рыжие волосы, голубые и зеленые глаза встречаются чаще, чем у других афганцев. В записях Александра от 327 г. до н.э. упоминается его экспедиция туда и поражение его войск от ожесточенных боев горных племен в районе реки Кунар, где они понесли значительные потери. Вскоре после смерти Александра его армия была расформирована, но остались ли в этом районе остатки его войск, не подтверждено документально. Однако интересно отметить, что Нуристанские игры перекликаются с греческими - метание копья, толкание ядра и метание диска с использованием полированного камня диаметром 8 дюймов. Проводятся деревенские соревнования и присуждение трофеев, кульминацией которых является ежегодный турнир. Большинство Нуристан живут как фермеры и пастухи, но в этом удаленном и труднодоступном регионе, где крутые узкие тропы бросают вызов даже мулам, а транспорт в основном - ноги, некоторые мужчины работают на лесозаготовительных предприятиях или на предприятиях по добыче незаконных драгоценных камней. Некоторые вырубки являются законными, некоторые - нет, но вся добыча драгоценных камней является незаконной в соответствии с ограничениями правительства. И то, и другое транспортируется за пределы контроля центрального правительства через Пакистан и финансируется внешними предпринимателями, которые, как поставщики необходимого капитала и оборудования, получают огромные прибыли, которые несправедливо распределяются с местными рабочими. Драгоценные камни, такие как рубины, изумруды, лазурит и турмалины высшего качества, известные с 5000 г. до н.э. торговцам Шелкового пути, а также во всем мире сегодня, являются основным ресурсом региона. Изоляция оказалась обоюдоострой: Деревни Нуристана, в которых насчитывается от 30 до 300 семей, являются ядром патриархальной культуры. Влиятельные люди, называемые посредниками, - это лидеры, которых уважают за умение разрешать конфликты ненасильственным путем, возможно, с помощью местного или регионального совета, состоящего из руководителей. Мир за пределами ближайшей деревни зависит от отношений, сформированных смешанными браками или дружбой из других деревень, которые «принимают» друг друга как братьев. Исторически сложилось так, что владельцами собственности были мужчины, и наследниками пастбищ были наследники мужского пола. Теперь, согласно исламскому праву, женщины имеют право наследования, но на самом деле доля женщины обычно контролируется ее братьями или дядями. Помимо разделения труда по половому признаку, в клане Вайгели очевидна кастовая система, которая может существовать и в других. Землевладельцы - это «высший класс», принимающий решения. «Низший класс» (рабы в прежние времена) - это мастера - плотники, ткачи, гончары, плетеные корзины, кузнецы и плотники. Их умелая ручная работа находит применение в каждом деревенском доме. Дома, многие из которых ненадежно расположены на склонах гор, в разных местах различаются деталями конструкции и могут быть построены из дерева, камня или глины, но при наличии широко используется древесина. Обычный тип имеет каменный фундамент, многоэтажный дом, плоскую крышу, поддерживаемую по центру массивными деревянными колоннами, и отсутствие забора - деталь, которую редко, если вообще когда-либо, упускают в других афганских деревнях. Окно выходило на восток, другое на запад, чтобы открывать вид на восход и закат. Двери расположены несколько выше уровня земли. Типичны три помещения - одно для семейного проживания и два для хранения древесины и зерна. Каменный очаг для приготовления пищи находится в центре верхней комнаты семьи с отверстием в потолке наверху, чтобы выпускать дым и пропускать дневной свет. Мебель Нуристани отличается тем, что некоторые из них красиво вырезаны, а спинки стульев могут быть окрашены в разные цвета. Стулья и табуреты с кожаными сиденьями вместе с широким столом на коротких ножках располагаются возле очага, кровати - подальше, а на деревянных настенных стеллажах хранится резная деревянная, каменная или металлическая утварь. Необычной особенностью является выделенная на первом этаже зона в углу для купания и стирки белья. Коврики делаются из козьей шерсти. Ночное освещение обеспечивается каменными, медными или глиняными фонарями и / или факелами.
Поскольку выращиваемых культур недостаточно, питание простое. Жена дает хлеб, испеченный из ее зерновых полей, а муж дает сыр, масло или йогурт из своего стада. Стадные животные время от времени дают мясо, но птицу не едят, потому что птицы, согласно мифу, олицетворяют мертвые души. Знаменитые воины прошлых веков, Нуристанские племена описываются как привлекательные, атлетически сложенные люди. Их называют надежными и лояльными, они также творческие, что подтверждается их умелой архитектурой и мастерством. Одежда варьируется среди Нуристанских племен, хотя некоторые предпочитают черную или белую одежду. Одно различие справедливо для всех Нуристанских женщин - хиджаб никогда не требовался в одежде, даже если они мусульманки-сунниты. Брачные традиции, как и предпочтительный возраст, отличаются от других афганских групп. Для Нуристанских женщин - 20; для мужчин - 25. Брак между двоюродными братьями и сестрами запрещен. Требуется выкуп за невесту за крупный рогатый скот, но если жених не может заплатить полностью, ему разрешается работать на семью невесты, чтобы удовлетворить оставшуюся часть. Ритуал рождения ребенка определенно отличается у Нуристанских народов тем, что дети рождаются не дома. За пределами деревни каждая община содержит большое здание с несколькими комнатами, где матери останавливаются на несколько дней до и после родов. Несмотря на такую заботу, уровень материнской смертности очень высок. Выбор имени ребенку тоже следует интересным традициям. После того, как двух коз приносят в жертву, чтобы поприветствовать ребенка мужского пола (одну для девочки), ему бреют голову и называют его в честь отца или деда. Другой метод - положить ребенка к груди матери, пока произносятся имена предков. Упомянутое имя ребенок получает, когда впервые начинает кормить. В двенадцать лет зрелость мужчины отмечается пиршеством и первой парой брюк. Доисламские похоронные церемонии были сложными и необычными: в течение недели утраты крестьяне несли и танцевали с деревянной фигурой, вырезанной в рост умершего человека. Родственники кормили скорбящих. Вместе с ним в гроб закапывали оружие воина; женские украшения с ней. В гробы также помещали горшок с симри (раскрошенным ячменным хлебом). Через год после смерти человека ставили деревянную статую в качестве памятника, и впоследствии на фестивалях в его честь приносились жертвы. Некоторые из этих древних фигур сегодня выставлены в Кабульском музее. Праздники и ежегодные застолья занимали важное место в общественной жизни кланов. Предков хвалили, а музыку и танцы в местном стиле исполняли в качестве любимого развлечения. Влияние суннитского ислама и талибов в значительной степени подавило оба этих выражения культуры. Раньше праздники урожая включали групповые танцы в сопровождении бубнов, флейт, больших барабанов, шестиструнной арфы и хлопков в ладоши. Также исполняли хоровое пение. Мужчины-Нуристан имеют среди других афганцев блестящую репутацию как обладающих непослушным характером, поэтому кажется вполне естественным, что они первыми подняли непобедимый мятеж против российского вторжения в 1978 году. Хотя за этим последовало еще десятилетие войны с коммунистами, именно их действия спровоцировал сопротивление других афганских ополченцев, которые в конечном итоге сломили Советы и изгнали их. В настоящее время, однако, Нуристан служит удобным пунктом входа для других повстанцев из-за близости к Пакистану и безопасности, которую он предлагает в неприступной местности, поэтому некоторые части региона остаются небезопасными. Ни бессильное центральное правительство, ни коррумпированные местные чиновники не предлагают защиты от талибов или других услуг для населения - ситуация, которая способствует «заключению сделок» с обоими для достижения общих интересов. Текущих потребностей много. Связь затруднена - опять же из-за удаленности, топографии, и ненастной погоды. Еще в 2007 году в отчетах говорилось о том, что здравоохранения практически не существует, а школ мало на большей части Нуристана. Срочно необходимы дороги для обеспечения доступа к медицинской помощи и развития, а также для доставки продовольствия и предметов снабжения. Часто прогрессу мешают сами Нуристан. Виной всему историческое недоверие к посторонним, решительная независимость, борьба и даже непрекращающийся страх духовных последствий. На развитие националистического чутья могут уйти десятилетия, но замечание одного уроженца 2008 года вселяет надежду. «Мы столкнулись с несправедливостью в Афганистане, но [надеюсь] новое поколение Нуристана ... сделает его раем для туристов, а не убежищем для террористов».
Люди Имя Генерал | Нуристани, Нарисати |
Имя людей в стране | Нуристани, Нарисати |
Натуральное имя | Нарисати Нуристанис |
Произношение | НАРИШАТА НУРАСТАНИ |
Население этой страны | 148 000 |
Население всех стран | 184 000 |
Всего стран | 2 |
Местный | да |
Шкала прогресса | 1 ● |
Неохваченный | да |
Frontier People Group | Нет |
GSEC | 1 (на PeopleGroups.org ) |
Нужны пионеры | 3 |
Альтернативные имена | Башгали; Башгар; Башгари; Биркот; Габр; Кафар; Кафари; Камтоз; Кати; Нуристани; Нурсут; नुरिस्तानी, बशगाली, कटी |
Идентификатор людей | 10703 |
Код ROP3 | 101097 |
Affinity Bloc | Персидско-мидийский |
Кластер людей | Нуристан |
Группа людей | Нуристани, Нарисати |
Этнический кодекс | CNT24d |
Страна | Афганистан | ||
Область | Азия, Центральная | ||
Континент | Азия | ||
Окно 10/40 | да | ||
Ранг преследования | 2 ( рейтинг Open Doors в топ-50, 1 = самый высокий рейтинг преследований) | ||
Расположение в стране | Провинции Бадахшан, Конар и Нурестан: меньшие площади в провинциях Лагман и Панджшер; Восточно-кативирский диалект: долина верхнего Башгала (Барг-э-Матал); Диалект мумвири: села Габалгром, Мангуль и Саску в долине Башгал; Западный Кативирский диалект: районы Дуаб и Мондул, Ктиви (Кантиво), Кулам, Парук (Папрук) и долины Рамгал. Источник: Ethnologue 2016. |
Основной язык | Кати (148000 говорящих) |
Код языка | Список этнологов bsh |
Основной диалект | Кити |
Код диалекта | Список 3341 Global Recordings |
Письменный язык | Неизвестный |
Всего языков | 1 |
Основной язык: Кати
Статус перевода Библии: не указан
Тип ресурса | Название ресурса |
---|---|
Аудиозаписи | Аудио обучение Библии (GRN) |
Основная религия: | ислам |
Подразделение религии: | Сунниты |
Основная религия | Процентов |
---|---|
буддизм |
0,00%
|
Христианство (евангелизм 0,00%) |
0,10%
|
Этнические религии |
0,00%
|
индуизм |
0,00%
|
ислам |
99,90%
|
Не религиозные |
0,00%
|
Другие / Малые |
0,00%
|
Неизвестные |
0,00%
|
Источники:
https://joshuaproject.net/people_groups/10703/AF