Белудж, западный в Афганистане
Белудж, западный в Афганистане
Белудж (белуджи) - древнейшая полукочевая племенная группа, которая в конечном итоге заняла территорию суши, протянувшуюся через Иран, Афганистан и Пакистан, сначала поселившись там между 5 и 7 веками. Считается, что иранский народ основан на языке, его расовое происхождение мрачно. Некоторые историки считают, что они семиты, в то время как другие отслеживают свое расовое происхождение через индоевропейцев. Давние отношения с курдами очевидны, но также согласны с тем, что белуджи стали смесью многих народов на протяжении веков.
Большинство ученых сходятся во мнении - есть некоторое несогласие - первая миграция белуджей была из района Каспийского моря в северный Иран, где, согласно персидским литературным источникам, они стали значительным политическим и военным образованием. Более поздние переселения на юг и юго-восток утвердили их в качестве основной группы людей к началу христианской эры в регионах современного Ирана, Афганистана и Пакистана, которые все вместе называют Белуджистан - своей традиционной родиной. Именно произвольные границы, наложенные англичанами в 1893 году, разделили племена между этими тремя странами.
Сегодня афганский белудж (называемый западным белуджем) живет в основном в четырех южных провинциях - Гильменде, Нимрузе, Фарах и Кандагаре, где повседневная жизнь обычно нарушается присутствием талибов. Они составляют небольшую часть мирового населения белуджей. Их национальный язык - белуджи - язык, который оставался неписаным около 150 лет назад. В Афганистане говорят на курдском диалекте, как и брухуэй, дари и пушту.
Имя происхождения также расплывчато, но «кочевник» или «странник» считается ошибочным. Одним из предложений является происхождение от медианного слова (brza-var), означающего «громкий крик». Еще одним ярким предложением является термин «петушиный гребень», датируемый более 500 лет до нашей эры, когда воины Белуджа носили шлемы с гребнем петуха. Сочетание двух санскритских слов - бал (сила и оч (великолепный) - это еще одна теория значения.
Как и другие народы Средней Азии, племена белуджей - провозглашенные офицерами Александра Македонского бесстрашными бойцами - защищались от иностранных захватчиков с помощью длинных стрел и деревянного мечоподобного оружия. К сожалению, они также сражались между собой на протяжении сотен лет. Вершины достигли своего апогея между 1749 и 1794 годами под предводительством своего самого влиятельного и влиятельного лидера Насира Хана Великого Неспособность сформировать длительную, объединенную нацию в течение его времени способствовала маргинализации принимающими странами, когда британцы разделили большую группу в 19-м веке. Слабо организованные в кланы, основанные на кровных узах и племенах, определенных территорией, каждый возглавляется вождем. Земля принадлежит племенным группам, а не отдельным лицам.
Кодекс чести (Baluchmayar), передаваемый в песнях и поэзии и соблюдаемый всеми племенами, определяет принципы жизни в отношении целостности, гостеприимства, милосердия и чести. Хотя большинство белуджей в настоящее время являются мусульманами-суннитами (вера, которая медленно заменяет их старую зороастрийскую религию), закон шариата не используется для борьбы с социальными нарушениями. Вместо этого вождь племени поощряет кровную месть между семьями, участвующими в урегулировании нарушений. Воровство или супружеская измена требуют смерти как наказания.
Древние белуджские песни также отмечают храбрость героев прошлого и времени щедрости и дождя - мокрой эпохи, которая закончилась, по крайней мере, 15 000 лет назад. Афганские белуджи долгое время жили в полузасушливых просторах изрезанных гор, пересохших речных долин и пустынь, где дожди бывают редко, но когда это происходит, они могут принести неистовые наводнения. Не так давно полукочевой белудж жил в палатках из пальмовой циновки или козьей шерсти, но когда они устроились и начали заниматься сельским хозяйством, они построили дома из глиняного кирпича, огороженные невысокой стеной с открытым внутренним двором.
Пожизненные браки заключаются исключительно внутри белуджской общины. Развод считается позорным, но может произойти, если нет возможности зачать детей. Вдовы возвращаются в дом своего отца, но могут вступать в повторный брак. Несмотря на то, что белуджские женщины уступают мужчинам, они подвергаются меньшим ограничениям, например, в отличие от женщин в других мусульманских культурах. Тем не менее, два раза в день едят утром и вечером раздельно для мужчин и женщин. Мясо обычно подается с любимым жареным ягненком. Пресный хлеб из пшеничной или просовой муки выпекается в кирпичных печах. Рис, финики, дикие фрукты и овощи являются частью диеты. Молоко пьют и используют для приготовления сыра, масла и пахты. Летнее лакомство состоит из молока, патоки и сахара. Традиционно женщины держат дом, включая сбор дикой растительности,
Мужчины - земледельцы и пастухи овец, коз и крупного рогатого скота. Некоторые известны как превосходные заводчики верблюдов. Время также посвящено борьбе и скачкам или играм в такие игры, как карты, шашки и бирки с молодыми мужчинами - занятия, которые когда-то готовили их в качестве воинов.
В настоящее время государственные службы не уделяют должного внимания образовательным возможностям; небольшой процент белуджских детей (в основном мальчиков) посещают школу, но продвижение за пределы средней школы происходит редко. Поскольку немногие могут читать или писать, они с большей вероятностью будут выполнять задания с низким статусом.
Несмотря на это, устная традиция рассказывания историй и поэзии обеспечивает богатую нить в белуджской культуре. Музыка, представленная барабанами, лютнями и пастушьими флейтами, является неотъемлемой частью торжеств. Рождение ребенка или свадебная церемония включает в себя веселую музыку и пение. Мужские танцы отражают традиции воина, а мужские "обряды прохода" - повод для празднования. Обрезание проводится, когда мальчик начинает ходить, и «первое ношение брюк» происходит в возрасте 15 лет. Последнее событие означает вступление во взрослую жизнь и статус воина. Фестивали имеют меньшее значение для белуджей, чем для других мусульман, хотя они соблюдают Ид аль-Фитр, чтобы отметить конец Рамадана и Ид аль-Адха (праздник жертвоприношения), чтобы закрыть исламский год.
Мужское традиционное платье состоит из длинной, свободной до колен рубашки, надетой поверх мешковатых брюк и дополненной тюрбаном. Обувь это кожаная обувь или сандалии. Зимой добавляется теплое обертывание типа шали.
Женщины носят свободную одежду с длинными рукавами до щиколоток и длинный шарф, чтобы обернуть голову и плечи. Нижние брюки - обычная одежда для многих мусульманских женщин, но среди белуджей разрешено носить только тем, кто имеет высокий статус. Красный носят одинокие девушки, черный - вдовами; в противном случае цвета одежды незаметны, хотя женщины украшают одежду искусно вышитыми геометрическими и абстрактными мотивами. Ювелирные изделия, включая ожерелья, браслеты, украшения для волос и разнообразные кольца - обычное дело.
Интересно отметить, что искусство и ремесла белуджей не считаются заметными, хотя в последние годы ценились дизайны белуджских ковров. Войлок изготовлен из овечьей шерсти, а плоские ковры с абстрактным рисунком сотканы для домашнего использования и для продажи. Однако их влияние проявляется в ворсовых коврах из северо-восточного Ирана и северного Афганистана, которые сотканы в стиле белуджей.
Примечательно, что, учитывая конфликты, разделение племен и подверженность иностранным влияниям, белуджи сохранили своеобразие культурной самобытности. Общий фольклор, язык и моральный кодекс послужили сохранению белуджского национализма. Бесстрашные воины прошлого, белуджи должны будут призвать к жизненной силе своего наследия, чтобы преодолеть ограниченные возможности для улучшения, а региональные потрясения в настоящее время бросают вызов их культуре.
* Писание Молитвы за белуджей, западных в Афганистане.