Абазы
Абазины
Один из автохтонных народов Кавказа, принадлежащий к группе абхазо-адыгских народов. Принадлежат к понтийскому подтипу европеоидной расы.
Численность и ареал
Всего: ~ 68 000
Россия:
43 341
Карачаево-Черкесия:
36 919
Абазинский район:
14 808
Черкесск:
10 505
Адыге-Хабльский район:
4827
Малокарачаевский район:
3373
Усть-Джегутинский район:
2252
Ставропольский край:
3646
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра:
422
Кабардино-Балкария:
418
Москва:
318
Краснодарский край:
279
Ямало-Ненецкий автономный округ:
236
Московская область:
139
Ростовская область:
112
Турция:
12 000
Египет:
12 000
Республика Абхазия:
355
Украина:
128
Культура:
Археологическая культура ,Майкопская культура, Дольменная культура, Цебельдинская культура
Язык:
Абазинский язык
Религия:
Ислам (суннитского толка)
Входит в:
Северо-Кавказская семья,
Абхазо-адыгская группа.
Родственные народы
Абхазо-адыгская семья
Абхазо-абазинская подгруппа:
абхазы
абазины
убыхи
Адыги (адыгская подгруппа):
кабардинцы
адыгейцы
черкесы
шапсуги
Этнические группы
тапанта,
ашхаруа
Происхождение:
абазги,
апсилы
Численность:
Доля абазин по районам на 2010 год по переписи:
Абазинский МР Карачаево-Черкесская 86,8 Адыге-Хабльский МР Карачаево-Черкесская 29,8 Черкесский ГО Карачаево-Черкесская 8,2 Малокарачаевский МР Карачаево-Черкесская 7,8
В настоящее время проживают в Российской Федерации, наиболее компактно — в 13 аулах Карачаево-Черкесии.
Также немного абазины проживают на территории Адыгеи, к примеру сегодня проживают в ауле Уляп в количестве нескольких семейств.
Наименование (этноним) абаза (абазги) и племена, входившие в состав этой этнической группы, встречается в сочинениях античных авторов начиная с V в. до н. э. Например,
древнегреческий историк Геродот (V в. до. н. э.) в своей карте древнего мира в перечне народов, обитавших по берегу Понта Эвксинского, наряду с кораксами, колхами, называет также и племя абасгов.
Исследователь абазинского языка А. Н. Генко по этому поводу писал следующее: «Термин абаза очень древнего происхождения и имеет собирательное значение, объединившиеся общностью языка и культуры…».
Историческая древняя родина абазин — территория современной Абхазии. Племя тамов (субэтнос абазин) жило по долине реки Большая Лаба до включения этих территорий в Российскую империю.
Абазины лингвистически наиболее близки к абхазам, однако они больше подверглись адыгскому влиянию, и в их культуре абхазских элементов меньше, чем адыгских.
Верующие абазины — мусульмане-сунниты.
Доля абазин по районам на 2010 год по переписи:
Абазинский МР Карачаево-Черкесская 86,8
Адыге-Хабльский МР Карачаево-Черкесская 29,8
Черкесский ГО Карачаево-Черкесская 8,2
Малокарачаевский МР Карачаево-Черкесская 7,8
Численность абазин в населённых пунктах в 2010 г[10]:
Карачаево-Черкесская Республика
город Черкесск 10 505
аул Псыж 6 717
село Красный Восток 3 142
город Усть-Джегута 2 254
аул Кубина 2 789
аул Инжич-Чукун 2 468
аул Эльбурган 2 230
аул Старо-Кувинск 1 194
аул Апсуа 890
аул Кара-Паго 648
аул Абаза-Хабль 559
аул Мало-Абазинск 530
аул Тапанта 484
аул Ново-Кувинск 422
село Койдан 372
аул Адыге-Хабль 346
хутор Грушка 181
посёлок Эркин-Шахар 175
город Карачаевск 144
аул Эрсакон 150
аул Хабез 122
село Первомайское 103
Ставропольский край
город Кисловодск 1 473
город Ставрополь 569
город Невинномысск 264
город Ессентуки 119
посёлок Пятигорск 98
Москва
город Москва 318
Кабардино-Балкарская Республика
город Нальчик 271
В Российской Федерации действует Международное объединение по развитию абазино-абхазского этноса «Алашара»
с центральным офисом в Санкт-Петербурге и обособленными подразделениями в Черкесске и Сухуме.
Президент организации — Экзеков, Мусса Хабалевич — предприниматель, меценат, общественный деятель.
Абазинский язык
Абазины говорят на абазинском языке абхазско-адыгской группы северокавказской семьи, который имеет два диалекта — тапантский (лежит в основе литературного языка) и ашхарский. Письменность на основе кириллицы.
Большинство абазин России знает также кабардино-черкесский (адыгский) и русский языки.
Лингвистически абазины делятся на две большие группы: тапанта (ашуа) и ашхаруа (шкаруа), которые пользуются своими диалектами с одноимёнными названиями.
История Абхазии
Апостол Андрей
В I веке н. э. — по церковному преданию, св. апостол Андрей в 40-м году нашей эры проповедовал христианское вероучение среди горских народов: алан, абазгов и зикхов.
В начале 60-х г., теперь уже прошлого XX века советский учёный Г.Ф. Турчанинов,
изучая памятник древнейшей письменности Кавказа — Майкопскую надпись, вместе со своими коллегами, пришёл к выводу и доказал, что письмо это безоговорочно именуется ашуйским (древним абхазским = абазинским ).
В её недрах силлабического письма, принадлежащего предкам абазин, абхазов, которые некогда называли себя ашуйцами, а страну свою Ашуей. В III тысячелетии до н. э. эта страна простиралась от Чёрного моря на юге до нынешнего Майкопа на севере и выходила за пределы рек Кубани на северо-западе и Фазиса (Риона) на юго-востоке.
В начале II тысячелетия до н. э. ашуйское письмо было занесено в древнюю Финикию продававшимися туда ашуйскими рабами и утвердилось в ней как протобиблейское (псевдоиероглифическое) письмо.
Этим объясняется однообразие в письменностях Ашуи, т.е древней Абазии, и Библа — столицы Финикии. Ашуйское письмо в Библе явилось в дальнейшем основой к созданию собственного финикийского письма.
В свою очередь финикийское письмо стало основой латинской письменности, а на латыни, как известно, основаны многие алфавиты мира. Открытие заключалось в том,
что письмо которое Г. Ф. Турчанинов назвал «колхидским» и которое толковал как письмо финикийского происхождения, оказалось местным, созданным на Северо-Западном Кавказе.
Творцами этого письма были далекие предки абазин, абхазов и убыхов. На языке абазов Ашуя означает «Помория», ашуйцы — жители Помории.
Это древнее имя — Ашуя закрепилось за Северо-Кавказскими абазинами-тапанта. "Абхазы до сих пор называют своих исторических соплеменников абазин — аш уаа (ашвуа), буквально «люди ашу». Против данной гипотезы выступают не только грузинские, но и некоторые адыгские авторы
Абазгия и Абазгское царство
Во II веке н. э. история зафиксировала государство (княжество) — Абазгия. В VIII веке н. э. история зафиксировала государство — более известной как «Абхазское царство».
В определённые периоды истории количество абаза, проживавших в Абхазии, превышало количество родственных им абхазов.
В связи с нехваткой земли для сельскохозяйственной обработки, абаза тремя волнами, в разные периоды истории мирно мигрировали в Черкесию на территории родственных адыгов.
К. Сталь приводит предание, согласно которому переселение абазин проходило через горные перевалы между верховьями рек Белой и Теберды.
Топонимика этих маршрутов в настоящее время этимологизируется на основе абхазо-абазинского языка.
XVI век
Согласно русской летописи (автор неизвестен), в 1552 году в Москву для переговоров с Иваном Грозным,
для заключения военно-политического союза против крымского хана, прибыло первое посольство черкесов, среди которых был абазинский князь Иван Езбозлуков
XVIII век
1762 год — Французский консул в Стамбуле Клод-Шарль Пейсонель писал -
Абазы принадлежат к числу народов, населяющих пространство между Черкесией и Грузией. Они разделяются, как черкесы, на несколько племен, управляемых своими беями. Между племенами ведется постоянная война.
Религия абазинцев представляет собою смесь христианства с пантеизмом; тем не менее народ признает себя благочестивыми христианами. Порта назначает в эту страну своего бея, называемого беем абазинцев, который, однако, пользуется только титулом начальника без всякой власти.
Резиденция бея находится в Сухуме.
Главное начальство в этой местности принадлежит паше Черноморского побережья,
но абазинцы не повинуются ни ему, ни турецкому бею, и лишь одна сила может привести их к покорности и повиновению. Кубанский сераскир делает иногда на них набеги, отбирая у них мелкий скот, лошадей и рабов. В этой стране имеется два главных порта — Сухум и Кодош.
XIX век
В XIX веке абазины разделили с адыгами и абхазами все беды, тяготы и лишения русско-кавказской войны, а также все её трагические последствия.
Кавказская война
Фрагмент. 1836 год, 8 февраля. Джеймс Хадсон— генерал-лейтенанту Герберту Тэйлору. … «О … нападении абазин на Ставрополь»
В конце того же ноября-месяца черкесы-абазины сосредоточили свои силы, чтобы нанести ответный удар черноморским казакам и русским регулярным частям, совершавшим вторжения на их территорию.
Абазины ворвались в Ставрополь, столицу так называемого «правительства Кавказа»,
и увели с собой 1700 пленных, 8000 голов скота и пр. 300 из захваченных пленных — люди, занимавшие в Ставрополе высокое положение: офицеры, купцы, банкиры.
Был среди них и русский военный высокого ранга, генерал, как говорят; его взяли в плен вместе с его штабом. Это уже второй налет на Ставрополь, совершенный за последний год. В первый раз они захватили до 800 пленных.
Это второе нападение, о котором я только что сообщил, тоже завершилось полным успехом черкесов, хотя русские и готовились встретить их.
Черкесское мухаджирство
Потомки абазин, которые после русско-кавказской войны приняли российское подданство, живут в Карачаево-Черкесии .
Потомки абазин-мухаджиров живут за рубежом, где их вместе с адыгами именуют «черкесами».
В составе черкесских диаспор в Турции, Сирии, Израиле, Египте, Иордании, Ливии абазин около 24 тысяч человек.
Многие из них перешли на турецкий и арабский языки, потеряв свой язык, часть утратила абазинские имена и фамилии,
смешалась с турками и арабами, при этом память о своём принадлежности к определённым родам сохраняется до настоящего времени.
Традиции и обычаи
Главные занятия
Скотоводство, в том числе отгонное, а также земледелие. К пахоте готовили, прежде всего,
ближайшие к дому участки земли, куда легче всего было доставить сельскохозяйственный инвентарь. Эта работа начиналась с зимы: участки очищали от камней и выкорчевывали деревья.
Земли в горах были неудобны для обработки. Важным занятием абазин было и садоводство.
Расчищая участки леса под пашню, дикорастущие плодовые деревья и кусты оставляли в неприкосновенности.
Главным образом это были дикие яблони, груши, кизил, барбарис, фундук. Дома и хозяйственные постройки всегда утопали в фруктовых деревьях.
Значительную роль играло пчеловодство — одно из древнейших занятий абазин.
Из мёда они готовили сладкий напиток, который «обладал опьяняющим, одурманивающим, отравляющим свойствами».
Промыслы — кузнечное дело, обработка шерсти и кожи. У абазин издавна были развиты домашние промыслы, в которых существовало внутрисемейное разделение труда. Так, обработка шерсти и шкур была обязанностью женщин, а вот обработка дерева, металла, камня — мужским делом.
Из шерсти изготавливали бурки, тонкое сукно и более грубое для повседневной одежды, войлочные ноговицы, шляпы, пояса, обувь, кошмы, попоны, а также различные вязаные изделия.
Были развиты скорняжный и кожевенный промыслы. Из шкур шили шубы и шапки,
из кожи делали обувь, бурдюки, сёдла, сумки, конскую сбрую. Овчина — главный предмет скорняжного промысла. В почете были кузнецы. Они изготавливали и чинили косы, серпы, вилы, железные лопаты, мотыги, подковы, металлические части конской сбруи, цепи, ножи, ножницы и т. д.
Многие кузнецы были также и оружейниками.
Оружие (ружья и кинжалы с ножами) они украшали серебром, золотом, гравировкой с чернью.
Такие оружейники, в свою очередь, становились ювелирами. Производство оружия у абазин имеет глубокие традиции, уходящие в далёкое прошлое.
Мастера делали стрелы (хрихыц). Наряду с производством оружия, абазинские оружейники занимались изготовлением пуль разного калибра.
Ювелирное дело принадлежало к одному их древнейших ремёсел абазин.
Ловкие мастера с терпением изготавливали различного вида изделия: женские и мужские пояса, нагрудные украшения, перстни и кольца, серьги и височные подвески. Все украшения, предназначенные для ношения женщинами, были очень красивы по своей форме, богато орнаментированы.
Традиционная социальная организация — сельские общины, большие и малые семьи, патронимии. Аулы делились на патронимические кварталы, на равнине — скученные, в горах — гнездового типа.
Древнейшее жилище — круглое, плетёное,
распространены были также прямоугольные одно- и многокамерные дома из плетня; в конце XIX века у абазин стал применяться саман,
появились кирпичные и деревянные рубленые дома под железной или черепичной крышей.
Традиционная усадьба включала один или несколько жилых домов, в том числе помещение для гостей — кунацкую, и, в отдалении от них, комплекс хозяйственных построек. На протяжении многовековой истории абазины, как и многие народы Северного Кавказа и всей страны,
выработали своеобразный и богатый ассортимент национальных блюд, правила приготовления и приёма пищи.
Абазины с древних времён занимались земледелием, скотоводством, птицеводством и это отражается на составе и особенностях народных блюд,
среди которых занимают главное место - баранина, говядина и птица, а также изделия молочные и растительные.
Много у абазин блюд из мяса домашней птицы. Из куриного или мяса индюка готовят национальное блюдо квт ужьдзырдза (дословно: «курятина с подливкой»).
Абазинская кухня базируется на использовании традиционных продуктов земледелия и скотоводства, употребление большого количества животных жиров, в особенности сливочного и топлёного масла, а также сливок, сметаны, кислого молока.
Что касается специфических приправ, то абазины, как и многие северокавказские народы,
употребляют в основном молотый красный перец, толчёный чеснок с солью и смесь сухих пряных трав — главным образом укропа и чабреца.
Из острых подлив абазины употребляют соус из кислого молока, сметаны, красного перца, толчёного чеснока с солью.
Распространён слабоалкогольный напиток бахсыма (буза).
Устное народное творчество составляет важную часть духовной культуры абазинского народа. Абазины с большой любовью относятся к ласточке, считая её спасительницей человеческого рода.
Строго-настрого запрещается разорять гнёзда ласточек, поскольку такие действия расцениваются как большой грех. Залетевшая в дом ласточка предвещает семье благополучие и счастье, нельзя допускать, чтобы птичка пострадала.
Существует легенда о ласточке.
В давние времена семиглавое чудовище послало разных животных, птиц и насекомых во все концы света, чтобы они узнали, чьё мясо самое вкусное и чья кровь самая сладкая. И вот ласточка встретила змею, которая спешила рассказать чудовищу, что самое вкусное мясо и самая сладкая кровь у человека. Ласточка выразила в этом сомнение и попросила змею показать жало.
Как только змея высунула жало, ласточка рассекла его ударом своего клюва.
Отныне змея лишилась способности говорить, издавая только шипение.
Вот почему страшная весть не дошла до чудовища.
Люди были спасены. Лягушка по абазинскому поверью — предвестница дождя, и её никогда не убивают.
А лошадь в абазинском фольклоре (сказках, легендах) наделена чудесными свойствами и всегда приходит на выручку хозяину в самые опасные для него моменты.
Абазины создали и сохранили богатейший сказочный эпос. Он включает волшебные и социально-бытовые сказки,
небылицы и сказки о животных. Есть сюжеты, совпадающие с мировыми и общекавказскими. Самый популярный — Нартский эпос. В волшебных сказках во всех случаях торжествуют добро и справедливость, а зло непременно наказывается.
Одна из главных тем абазинского сказочного эпоса — тема труда. Созидательный, свободный труд поэтизируется.
Подневольный труд считается наказанием и проклятием. Положительными персонажами являются искусные табунщики, пахари, пастухи, охотники, вышивальщицы.
Многие сказки заканчиваются словами: «…стали жить богато и счастливо».
Большое место в фольклоре абазин занимают хабары (рассказы, содержащие достоверную информацию), пословицы и поговорки. Популярны в народе и загадки.
Наряду с устным народным творчеством большую роль в традиционно-бытовой культуре абазин всегда играл музыкальный и танцевальный фольклор.
О разнообразии абазинских музыкальных инструментах сообщали уже письменные источники XIX века. Отмечены «двусторонняя балалайка, которой забавлялись абазины», «травяная дудка».
Среди старинных музыкальных инструментов также:
род балалайки (мыш къвабыз), двухструнная скрипка (апхьарца), инструмент вроде арфы (анду), дудка из оружейного ствола (к ыжк ыж), деревянные трещотки (пхьарч акь). Самыми древними инструментами у абазин были дудка(зурна) и свирель (ацIарпIына).
Характерны обычаи и обряды, связанные с годичным циклом.
Сохраняется фольклор: нартский эпос, различные жанры сказок, песен. С незапамятных времён народ складывает песни.
Потребность выразить в них свои чаяния, мысли и чувства, заговорить образным языком музыки-свидетельство большого духовного богатства и таланта народа. Песенному творчеству абазинского народа присуще большое жанровое разнообразие. Богат созданный в разное время песенный и танцевально-инструментальный фольклор. В зависимости от особенностей содержания и формы народных песен различают: трудовые припевки, трудовые земледельческие песни, игровые, обрядовые, величальные, хороводные, плясовые,
эпические (повествовательные), лирические, шуточные, историко-героические песни-плачи, лирические песни-плачи, а также разнохарактерные детские песни и инструментальные произведения.
Традиционная одежда
Абазинский национальный костюм
Черкеска
В первой половине XIX в.
почти вся одежда абазин изготовлялась домашним способом из самодельной пряжи и ткани: более грубого (шарбал) и более тонкого (чух а) домашнего сукна.
Лишь богатые люди могли себе позволить одежду из покупной ткани.
Вообще, материал, из которого изготовлялась одежда, был одним из показателей зажиточности и сословной принадлежности.
Тот или иной цвет одежды также был социомаркирующим признаком. Яркие цвета считались цветами знати.
Трудовое население носило тёмную одежду из грубой ткани.
Мужская одежда
Мужской костюм состоял из нательного белья (ц ахьц ац а), верхней одежды, куда входили рубаха (асы) и верхние штаны (айква), бешмет (къапталь) и черкеска (к вымжвы).
Материалом для нижнего белья служило домотканое полотно. По покрою нижняя, нательная рубаха была туникообразной формы с разрезом на груди и воротником-стойкой. Застежка находилась посередине груди или справа. Воротник застегивался рядом мелких пуговиц из самодельной тесьмы в тон рубахи. Подол рубахи заправляли в штаны. Нижние штаны шились из двух штанин прямого покроя, суживающихся книзу.
Поверх нижней рубахи надевался бешмет. Бешмет имел стоячий простеганный воротник и застегивался посередине груди до пояса. На груди и по бокам на бёдрах пришивались карманы. Рукава делались длинными, зауживающимися у кисти и без пуговиц. Мужчины знатных фамилий носили бешметы из цветного или белого покупного сукна,
крестьяне — из чёрного или коричневого домотканого.
Костюм завершался черкеской.
Длина черкески и материал, из которого она делалась,
зависел от её назначения,
а также от сословной принадлежности и имущественного достатка владельца. Например, представители высшего сословия
в качестве праздничной одежды носили черкески из покупного сукна длиной на 15-20 см ниже колен. Для повседневного ношения, а также для верховой езды и охоты черкески носили гораздо короче. Черкеска имела цельнокроеную спинку и две передние полочки, до талии в обтяжку, расклешивалась.
Рукава черкески делались прямыми и расширяющимися книзу, длиной намного ниже кисти руки.
Нижнюю часть рукавов на подкладке всегда отворачивали.
У ворота черкеска снабжалась треугольным вырезом.
Обе передние полочки черкески от середины груди до пояса застёгивались на мелкие пуговицы из плетёной тесьмы.
На груди черкески по обе стороны нашивались карманы восемью — десятью рядами продольных строчек,
образовавших своего рода отдельные гнезда (х азыртара).
В них вставлялись газыри. Колпачки газырей украшались резьбой, серебром,
позолотой и т. д. — в зависимости от достатка владельца. Все звенья газырей были соединены свободно свисавшей серебряной цепочкой. Черкеска подпоясывалась кожаным ремнём (мъа) с набором черненых серебряных пластинок. Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) абазинских мужчин было холодное оружие.
Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом,
украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал и сабля.
Абазины носили кинжалы типа кама либо бебут, которые ко всему прочему имели функции оберега, использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов.
Из сабель, в зависимости от состоятельности владельца,
предпочиталась сабля мамлюкского типа, либо килич (турецкая сабля),
либо гаддарэ (иранская сабля). Элементом одежды всадника считался даже лук с колчаном для стрел.
Абазины всегда при себе имели небольшой нож, который мог использоваться в бытовых целях, но который не был виден и потому не являлся элементом одежды.
К дорожной мужской одежде относились также бурка (уап а) и башлык (башлыкъ).
Бурки были чёрные, серные и белые, гладкие и с начёсом.
Белые бурки носили только представители княжеских фамилий, крестьяне же — чёрные и серые, гораздо более короткие. Мужскими головными уборами были чёрная или коричневая папаха с суконным верхом (ч вашвахъылпа).
Наиболее распространённый вид мужской обуви — ноговицы из войлока или сафьяна.
Женский костюм
Комплект женской одежды состоял из нательного белья (ц ахьц ац а),
платья (ъахвтан) и верхнего распашного по всей длине платья (шарбал/бурса ъахвтан). Аналогичное длинное платье у абхазов называлось «абырса цкы».
Нательное белье отличалось от мужского длиной рубахи, доходившей до щиколоток.
Шили его обычно из ситца.
С определённого возраста (9-12лет) девочке, как и у соседних адыгов, шили корсет (дуфакь, кванчыюа, айшыс). Корсет вырабатывал у девушки красивую осанку и препятствовал развитию груди. Абазины, как и соседние народы Кавказа — осетины и др.,
считали, что женская красота непременно предполагает наличие тонкого стана,
маленьких грудей и длинных кос.
Шили корсет из грубого полотна в два слоя или из тонкого сафьяна на подкладке.
Для жёсткости в него вставлялись тонкие пластинки из дерева, железа или кости (рога).
Носили корсет до замужества.
Поверх нательной рубахи надевали платье. Платье имело воротник-стойку, длинные узкие рукава.
Рукава праздничного платья делались гораздо длиннее и расширяющимися к запястьям.
Таким образом, помимо того, что в абазинском женском костюме характерный многослойный рукав,
где в полутонах тканей угадывались текстурные переходы, платье было декорировано аксессуарами.
Завершающим штрихом образа были платки разной текстуры и техники исполнения.
Поверх этого платья могли надевать,
особенно в прохладную погоду, ещё одно,
укороченное платье — наподобие мужского бешмета. Женский бешмет, в отличи от мужского,
по подолу украшали вышивкой или золотой канители.
На праздники поверх платья надевали длинное,
до щиколоток, распашное платье (бурса ъахвтан) из бархата (диба ъахвтан) или шёлка (чыльа ъхватан). По покрою это платье было сходно с мужской черкеской.
Не было карманов, и отличались рукава: для менее торжественных случаев шили платья с обычным рукавом, из-под которого выступали края рукавов нижнего платья; для более торжественных — с рукавом, обшлаг которого заканчивался чуть выше запястья и обшивался узким галуном или же вышивался канителью либо шелковыми нитками.
К концам рукавов пристегивались длинные округлые нарукавники (нап квпса). На груди, по всей длине, и по подолу платье богато украшалось вышивкой.
Очень часто со сношенного богатого платья срезали вышитые и перешивали их на новое платье — таким образом, они передавались из поколения в поколение.
Отделка женского костюма изобиловала аксессуарами в значительной степени больше, чем в черкесском костюме.
В результате этого костюм становился тяжелее за счёт серебряных украшений — пояс был шире,
в большинстве случаев прямой и половинчатый, в форме полумесяца. Ряд нагрудников тянулся до линии талии и по бокам нагрудников, в обязательном порядке, подвешивали позвякивающие «желуди» (от сглаза).
Ювелирные изделия абазин делались в основном из серебра.
Набор украшений строго соответствовал возрастному и семейному положению.
По прическе и головному убору абазинки можно было с уверенностью определить её возраст,
социальное происхождение и семейное положение. Девочкам волосы заплетали в две косы и покрывали голову шёлковым платочком (чыльк ас). По достижению совершеннолетия ей надевали на голову шапку (хьхъылпа — золотая шапка или разныхъылпа — серебряная шапка).
Шапки эти известны трёх форм. Первая — цилиндрическая с конусообразным верхом. Вторая — цилиндрическая с закруглённым верхом.
Третья — в форме усечённого конуса. Одну шапку никогда не носили: её покрывали сверху платком или шарфом,
концы которых забрасывались назад за плечи.
Девичью шапку носили до рождения первого ребёнка,
после чего женщина надевала на голову треугольный платок (хъарпхьа) так, чтобы не было видно волосы.
Женской обувью были ноговицы и чувяки.
Их шили из сафьяна и украшали цветными вставками или аппликацией на подъёме и по бокам.
Традиционная абазинская одежда, особенно будничная,
устойчиво сохранялась довольно долго. Праздничная же одежда стала подвергаться изменениям уже с начала XX в.
Изменения эти поначалу касались только отдельных частей одежды и обуви.