Северный Кипр
Туре́цкая Респу́блика Се́верного Ки́пра, ТРСК (тур. Kuzey Kıbrıs Türk Cumhuriyeti, KKTC, также иногда используется сокращённо-нейтральное название Се́верный Кипр тур. Kuzey Kıbrıs) — частично признанное государство, занимающее северную треть острова Кипр. С 1975 по 1983 год существовавшее здесь турецкое государственное образование носило название: Кипро-турецкое Федерати́вное Госуда́рство (тур. Kıbrıs Türk Federe Devleti).
Турецкая Республика Северного Кипра признана только Турцией.
По сей день правительство Республики Кипр продолжает оставаться единственной международно признанной властью на острове Кипр.
Турецкая Республика Северного Кипра входит в Организацию Исламского сотрудничества как наблюдатель.
Население Турецкой Республики Северного Кипра составляет около 294 906 человек, проживающих на площади 3355 км² (включая небольшой полуэксклав Коккина (тур. Erenköy)). Подавляющее большинство населения — этнические турки, представляющие две общины: местные турки-киприоты (около одной трети) и анатолийские турки, переселенцы из Турции (две трети). Проживают также остатки удержавшихся в своих анклавах греков-киприотов и ливанцев-маронитов. Столицей ТРСК является город Лефкоша (Никосия), разделённый между Кипром и ТРСК.
ТРСК отделена от остальной части Кипра буферной зоной. Линию, разделяющую остров на два сектора (так называемая «Зелёная линия» — англ. Green Line), охраняет контингент Вооружённых сил ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК).
История
1960 год — создание Республики Кипр. Республика Кипр была создана после предоставления Кипру независимости от Великобритании. Греческой и турецкой общинам были предоставлены равные возможности участия в управлении новым государством. Им были выделены места в правительстве и гражданских институтах власти. Гарантами существования нового государства, в соответствии с Договором 1960 года о гарантиях, стали Великобритания, Греция и Турция.
1963 год — межобщинный конфликт и конституционный кризис. В декабре 1963 года на Кипре произошёл правительственный кризис. Одновременно до крайности обострились отношения между греками-киприотами и турками-киприотами[7]. Турки-киприоты лишились правительственных постов. В ходе развития конфликта турки, проживавшие в сельских районах, оказались блокированы греками в местах компактного проживания. Такое положение длилось 11 лет, вплоть до раздела острова. В этот период между общинами происходили многочисленные столкновения. Несколько раз Турция и Греция оказывались на грани войны, особенно во время инцидента в городе Коккина (Erenköy).
1967 год — Греки атаковали турецкие районы на юге острова. Позже турки-киприоты образовали официальную «Временную турецкую администрацию», объявив о непризнании всех законов, изданных в Республике Кипр с конца 1963 года.
1974 год — Переворот и турецкое вторжение. В июле 1974 года, при поддержке греческой военной хунты, на острове произошёл военный переворот: Президент Макарий (Мускос) был отстранён от власти, а контроль над островом перешёл к Никосу Сампсону, представителю греческой подпольной организации EOKA-B (выступавшей за присоединение Кипра к Греции — эносис). Воспользовавшись положениями Договора 1960 года и под предлогом восстановления конституционной власти, на Кипр вторглись турецкие войска. Фактически силовая акция привела к разделу острова, а уже вторичным является то, что вследствие этого случилось падение греческой военной хунты и восстановление Макариоса у власти. Остров Кипр оказался разделённым на Север, контролируемый турками-киприотами, и Юг, контролируемый греками-киприотами.
1975 год — от федерации к независимости. По условиям мирного соглашения предполагалось создание федеративной республики и в 1975 году было самопровозглашено Турецкое Федеративное Государство Северного Кипра, формально как часть федерации, но с оговорками, что следует федерацию пересмотреть и привести её конституцию к согласию с de facto сложившимся положением. Эта идея не нашла поддержки ни у Республики Кипр, ни у международного сообщества.
После 8 лет переговоров с Республикой Кипр Турецкое Федеративное Государство Северного Кипра объявило в 1983 году о своей «независимости от Кипра». Новое государство стало называться Турецкой Республикой Северного Кипра (ТРСК). Декларация независимости Турецкой Республики Северного Кипра, однако, была отклонена ООН. На референдуме 5 мая 1985 года большинством в 70,2 % была принята Конституция Турецкой Республики Северного Кипра.
Административно-территориальное деление
Турецкая Республика Северный Кипр делится на 5 районов или 5 ильче́ (тур. ilçe):
Районы (ilçe)
турецкое название |
население
2006 г. |
турецкое название
адм. центра |
греческое название
адм. центра |
население
2006 г. |
---|---|---|---|---|
Лефкоша Lefkoşa | 85 579 | Лефкош | Лефкосия (Никосия) / Λευκωσία | 49 721 |
Газимагуса Gazimağusa | 64 269 | Магуса | Амохостос (Фамагуста) / Αμμόχωστος | 35 453 |
Гирне Girne | 62 158 | Гирне | Кирения / Κερύvεια | 26 067 |
Гюзельюрт Güzelyurt (Omorfo) | 31 116 | Гюзельюрт | Морфу / Μορφου | 13 334 |
Искеле İskele | 21 978 | Искеле | Трикомо / Τρίκωμο | 3977 |
Политическая система
Согласно Конституции ТРСК, она представляет собой демократическую республику, управляемую президентом, избираемым на пятилетний срок. Законодательный орган — Республиканское собрание (тур. Cumhuriyet Meclisi), состоящее из 50 членов, выбираемых посредством пропорциональных выборов в пяти избирательных округах.
На выборах в феврале 2005 года Турецкая республиканская партия, выступающая за воссоединение Кипра, заняла наибольшее количество мест в парламенте, но не сумела достичь подавляющего большинства.
В конце сентября 2006 года президент ТРСК Мехмет Али Талат утвердил решение о создании нового правительства, которое возглавил лидер Турецкой Республиканской партии Ферди Сабит Сойэр. Кабинет министров ТРСК сформирован на основе коалиции Турецкой республиканской партии и Партии свободы и реформ.
19 апреля 2009 года состоялись очередные парламентские выборы, на которых победу одержала консервативная оппозиционная Партия национального единства (UBP, лидер — Дервиш Эроглу), получившая более 44 % голосов. Турецкая Республиканская партия (СТР) набрала около 30 процентов. Демократическая партия (DP) получила чуть более 10 % голосов, а две более мелкие партии поделили между собой оставшиеся голоса.
Международный статус
Ни одно государство мира, за исключением Турции, официально не признают Турецкую Республику Северного Кипра как независимое государство. Организация Исламская конференция предоставила ТРСК статус части федеративного государства (англ. constituent state) и наблюдателя.
- Переговоры об объединении
Переговоры об объединении острова идут уже давно, но пока не принесли плодов. Последняя попытка провалилась на референдуме, который прошёл на острове под эгидой ООН 26 апреля 2004. Против конкретного плана проголосовали 75 % греков-киприотов, в отличие от турок-киприотов, большинство из которых поддержали объединение на основе плана, предложенного Генеральным секретарём ООН Кофи Аннаном.
План кипрского урегулирования, предложенный ООН (План Аннана — англ. Annan Plan), предусматривал создание на острове двухобщинного и двухзонального государства вместо единой Республики Кипр. По этому плану Турция получала право сохранить свой военный контингент на острове. Более того — предусматривалось юридическое узаконивание договоров, заключённых ранее Турецкой Республикой Северного Кипра и Турцией, которые, в частности, давали турецким войскам право использовать все кипрские гавани, производить передвижения по всему острову и выполнять полёты турецких ВВС над всей территорией Кипра. Турецкая сторона получала бы право вето в объединённом правительстве Кипра. При этом все госструктуры объединённого Кипра на 95 % должны были финансироваться греческой стороной. Ограничивались права греков на операции с собственностью в северной части острова до тех пор, пока уровень жизни двух общин не сравняется.
После избрания президентом Деметриса Кристофиаса, с сентября 2008 года между двумя общинами начался переговорный процесс по воссоединению острова. Президенты Деметрис Кристофиас и Мехмет Али Талат возглавили эти переговоры. За основу был взят план Аннана. Переговоры длились уже более полутора лет, и на протяжении этого времени было согласовано большинство спорных вопросов.
18 апреля 2010 года были проведены выборы на пост президента ТРСК. Основными соперниками на этих выборах были консерватор Дервиш Эроглу от Партии национального единства и действующий президент Мехмет Али Талат. После проведения первого тура выборов и предварительного подсчёта голосов победу со значительным перевесом одержал Дервиш Эроглу, который набрал 50,38 % голосов. Мехмет Али Талат набрал 42,8 %. После своей победы на выборах Дервиш Эроглу объявил о своей готовности продолжить переговоры по решению Кипрской проблемы. Он пообещал, что будет сформирована новая команда и переговоры продолжатся со второй половины мая.
В феврале 2014 года на территории заброшенного аэропорта Никосии прошла встреча между президентом Кипра Никосом Анастасиадиасом и президентом ТРСК Дервишем Эроглу. В совместном коммюнике стороны заявили, что будут стремиться создать объединённый Кипр, который будет как единое государство — федеративным, двухзональным и двухобщинным. Однако в октябре 2014 года переговоры по этому вопросу были вновь прерваны после того, как турецкое научно-исследовательское судно в сопровождении военных кораблей начало сейсморазведку полезных ископаемых в исключительной экономической зоне и на шельфе Кипра.
Международные отношения
Турецкая Республика Северного Кипра официально не признаётся государствами-членами ООН, кроме Турции (сама Турция при этом не признаёт легитимности правительства Республики Кипр). При этом ТРСК входит в Организацию Исламская Конференция как наблюдатель.
Турция держит на территории ТРСК своё посольство, ТРСК в Турции — посольство и консульства. В ряде других стран находятся неофициальные представительства ТРСК, де-факто являющиеся посольствами. Дипломатические представительства и консульские учреждения Турецкой Республики Северного Кипра расположены в нескольких государствах. В остальных странах интересы ТРСК представляет Турция. Австралия, США, Великобритания, Германия, Франция и ЕС в целом имеют свои представительства в Лефкоше. В Северной Никосии находятся резиденции послов США и Британии, но, так как они находились там до разделения острова, это не означает признания ТРСК.
- Решение Европейского суда по правам человека
Европейский суд по правам человека 12 мая 2014 года постановил, что Турция должна выплатить Кипру 30 миллионов евро за моральный вред, нанесённый родственникам арестованных турецкими оккупационными властями и пропавших затем без вести греков-киприотов, и 60 млн евро за моральный вред блокированному на полуострове Карпасия греческому населению. Тем самым Европейский суд в очередной раз подтвердил, что он признаёт только одну государственную формацию на острове, Республику Кипр, часть территории которой оккупирована Турцией[17][18]. Турецкая пресса встретила новость заголовками «Головная боль для Анкары?» Министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу заявил, что его страна не намерена исполнять решение Европейского суда по правам человека.
Экономика
В экономике Турецкой Республики Северного Кипра доминирует сфера услуг (до 70 % ВВП), существуют также сельское хозяйство (10 % ВВП) и лёгкая промышленность (20 % ВВП). Одной из основных ниш бизнеса является сфера образования: на Северном Кипре есть 6 частных университетов, большое количество колледжей и школ, таких как English School of Kyrenia. Также развита сфера строительства недвижимости. Другим столпом экономики Турецкой Республики Северный Кипр можно назвать частный сектор медицинского обслуживания.
В качестве валюты используется турецкая лира (TRY), но широко практикуется оплата другими СКВ, такими, как евро (EUR), доллар США (USD) или английский фунт стерлингов (GBP).
В связи с отсутствием международного признания, все внешнеторговые операции ТРСК могут идти только через Турцию.
Несмотря на эти трудности, местная экономика демонстрирует в последние годы впечатляющий рост, 2001—2005 годы: 5,4 %, 6,9 %, 11,4 %, 15,4 %, 10,6 %. Этот рост во многом обеспечивается стабильностью лиры и бумом в секторах образования и строительства.
Экономика ТРСК зависит от помощи Турции. В 2003—2006 было получено 550 млн долларов.
C 2013 по 2015 год Турция выделила пакет помощи в размере 30 млрд турецких лир.
Туризм
Туризм влияет на развитие Северного Кипра, его доля в ВВП является значительной. Большинство туристов прибывают из Турции, Великобритании и других европейских стран. Доходы от туризма в 2011 году составили 400 $ млн.
Статистика въехавших туристов:
Страна | 2003 (чел.) | % (2003) | 2012 (чел.) | % (2012) | 2013 (чел.) | |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Турция | 340 000 | 904 000 | |||
2 | Великобритания | 47 160 | ||||
3 | Великобритания (турки-киприоты) | 26 200 | ||||
4 | Германия | 23 580 | ||||
5 | Иран | 20 960 | ||||
Итого | 470 000 | 1 166 000 |
Финансы
В качестве валюты используется турецкая лира.
Нумизматика
В 2010 году Северный Кипр неофициально выпустил набор из 8 сувенирных монет, четыре из которых — биметаллические.
На аверсе всех монет изображён герб страны. На реверсе каждой из восьми монет — представители животного и растительного мира Северного Кипра. На 5 лирах — кипрский муфлон, на 2 1/2 лирах — голубь, на 1 лире — бабочка. Реверсы монет номиналами 5, 10, 25 и 50 курушей содержат изображения местных растений, на монете самого маленького номинала, 1 куруш, размещены полумесяц со звездой — Национальный флаг Северного Кипра.
В 2011 году республика выпустила медно-никелевую монету номиналом 20 лир, на которой изображён османский султан Селим II. На реверсе монеты изображён герб Северного Кипра.
Транспорт и связь
Турецкая Республика Северного Кипра зависит от военной и экономической помощи Турции. Все экспортно-импортные операции (и связь) осуществляются через Турцию. Для осуществления международных телефонных звонков используется телефонный код «+90 392», в котором использованы цифры международного телефонного кода Турции «+90» и обычный турецкий код города. В республике действуют два сотовых оператора: Kuzey Kıbrıs Turkcell и KKTC Telsim.
Взаимное использование Интернета на мобильных телефонах от операторов Южного Кипра (на Северном Кипре) и операторов Северного Кипра (на Южном Кипре) началось по обе стороны острова с 30 сентября 2019 года.
Техническая работа, касающаяся взаимного использования интернета на мобильных телефонах между операторами Северного Кипра и Южного Кипра была завершена после принятого в июле решения об использовании мобильной связи по обе стороны острова в качестве меры укрепления доверия между общинами.
В сети Интернет домен Северного Кипра является доменом второго уровня — «.nc.tr», под турецким доменом первого уровня «.tr», а обычная почта должна адресоваться через Мерсин 10 (Турция).
Полёты в Турецкую Республику Северного Кипра осуществляются через аэропорт Эрджан (тур. Ercan, греч. Τύμβου). При этом любой самолёт, направляющийся на Северный Кипр, должен сначала приземлиться в одном из аэропортов Турции. Действует безвизовый режим для всех граждан мира (кроме Нигерии и Армении).
Морские порты Северного Кипра объявлены Республикой Кипр закрытыми для всех судов, кроме турецких, со времени турецкой оккупации 1974 года. Суда, зарегистрированные в Турецкой Республике Северного Кипра, также имеют свободный доступ к морским портам Турции. Корабли же под флагом непризнанной Турцией Республики Кипр в турецкие порты не допускаются.
Посещение Республики Кипр гражданами Турецкой Республики Северного Кипра в настоящее время (2019 год) осуществляется беспрепятственно.
Культура
Образование
В 2004 году в школах Турецкой Республики Северного Кипра началась реформа образования, в ходе которой были внесены важные изменения в учебники истории. Из учебников были удалены некоторые националистические элементы. Вместо выражения «наша родина Турция» чаще стало употребляться выражение «наша родина Кипр», а вместо слов «турки» и «греки» чаще стали употребляться слова «турки-киприоты», «греки-киприоты» или просто «киприоты». До этого в турецких школах Турецкой Республики Северного Кипра 1974 год описывался как год начала освобождения турок от греческого гнёта, а преподавание истории Кипра обычно начиналось с момента аннексии острова Османской империей в 1571 году. В старых учебниках истории греки-киприоты назывались словом «рум» (или «урум»), которым в Османской империи традиционно обозначалось население Византии. Аналогичные реформы по удалению националистических перегибов из школьных учебников истории были в последние годы проведены и в греческой части Кипра.
На территории ТРСК также находятся ряд известных университетов:
- Восточно-средиземноморский Университет (Eastern Mediterranean University);
- Ближневосточный Университет (Near East University);
- Американский Университет Гирне (Girne American University);
- Ближневосточный Технический Университет филиал (Middle East Technical University — N. Cyprus Campus);
- Европейский Университет Лефке (European University of Lefke);
- Международный Университет Кипра (Cyprus International University).
СМИ
Официальная телерадиокомпания Турецкой Республики Северного Кипра «Байрак» ведёт передачи по двум каналам телевидения на турецком, английском и греческом. Кроме четырёх каналов внутреннего радиовещания — международный радиоканал Турецкой Республики Северного Кипра «Байрак Интернешнл» осуществляет вещание на английском, французском, греческом, арабском, русском и немецком языках.
Религия
ТРСК является светским государством, по подобию Турции.
Основной религией является ислам суннитского толка. На Северном Кипре действуют Кипрская Православная Церковь, Русская Православная Церковь Заграницей, Католическая Церковь, Англиканская Церковь, Протестантская Церковь.
Кипрская Православная Церковь ежемесячно совершает богослужения в храме Святого Георгия Эскоринос, который расположен в Фамагусте. На престольные праздники богослужения совершаются в монастыре св. апостола Варнавы и в монастыре святого Мамаса (Мамонта) в Морфу (Гюзельюрт).
Русская Православная Церковь Заграницей (под омофором митрополита Агафангела) представлена приходом во имя святителя Спиридона Тримифунтского. Богослужения проходят еженедельно в храме Пресвятой Богородицы, которая расположена в деревне Арапкой (Клепини). На Пасху и Рождество Христово богослужения проводятся в храме св. Георгия Победоносца в Кирении (Гирне).
Католическая Церковь проводит регулярные богослужения в храме, который расположен в центре Кирении (Гирне), рядом с отелем Савой.
Англиканская Церковь имеет два регулярно действующих прихода в Кирении (Гирне) и в Фамагусте.
Вооружённые силы
Турецкая Республика Северного Кипра содержит Силы Безопасности (четыре пехотных полка, суммарно — 7 боевых батальонов) численностью около 3,5 тыс. чел., формируемые по призыву из мужчин в возрасте от 18 до 40 лет. Дополнительно существует запас первой очереди в 11 тыс. чел., второй 10 тыс. чел, и третьей — 5 тыс. чел. в возрасте более 50 лет. СБТК возглавляются бригадным генералом Вооружённых сил Турции, и выполняют роль внутренних войск и пограничной охраны.
На вооружении имеется 73 миномёта (в том числе 120 мм) и 6 ПТРК «Милан».
Кроме того, в Береговой охране состоят 5 сторожевых катеров — 2 турецких SG45/SG46, 1 «Денкташ», 2 американских Mk 5.
В дополнение к ним, в Турецкой Республике Северного Кипра дислоцирован 11 армейский корпус (11 АК) Вооружённых сил Турции (ВС Турции), состоящий из двух мотопехотных дивизий (28 мпд и 39 мпд), 14 отдельной бронетанковой бригады (14 обртбр), механизированной бригады «Турдик», а также из частей и подразделений прямого подчинения. Общая численность 11 АК ВС Турции составляет свыше 40 тысяч человек.
На вооружении 11-го АК имеется:
450 танков M48A2/5T, 627 БТР: 361 AAPC, 266 M-113,
90 САУ M-44T (155 мм), 102 буксируемых орудия: 72 M101A1 (105 мм), 18 M-114A2 (155 мм), 12 M115 (203 мм), 450 миномётов: 175 81 мм, 148 M-30 (107 мм), 127 HY-12 (120 мм), 6 РСЗО T-122 (122 мм),
114 ПТРК: 66 «Милан», 48 «Тоу»,
более 60 зенитных орудий Rh 202 (20 мм), 16 GDF-003 (35 мм), 48 M-1 (40 мм),
3 самолёта «Цессна-185», 4 вертолёта: 1 AS532UL, 3 UH-1H.
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Турецкая_Республика_Северного_Кипра