Ительмены
Ительме́ны (ительмен. — итәмән, в ранних записях искажённо — ительмень) — одна из коренных народностей полуострова Камчатка.
Язык — ительменский.
Название является русской адаптацией этнонима «итәнмән» («сущий», «живущий здесь»)
Ительмены | |
---|---|
Современное самоназвание | итәнмән |
Численность и ареал | |
Всего: ▼ 3093 (2010 г.) | |
Россия: 3193 (2010 г.)[1]; 3180 (2002 г.)[2]
|
|
Язык | русский, ительменский |
Религия | православие, шаманизм |
Родственные народы | чукчи, коряки, кереки, алюторцы, камчадалы |
|
В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
|
Расселение
Проживают на полуострове Камчатка, преимущественно в Тигильском и Мильковском районах Камчатского края и Петропавловске-Камчатском (2361 человек, 2010 год), а также в Магаданской области (600 человек, 2010 год).
Численность ительменов в населённых пунктах
(указаны муниципальные образования, где доля камчадалов в численности населения превышает 5 %)
Камчатский край (2296 чел., 2002 год):
- село Тигиль 355 чел.
- село Ковран 265 чел.
- город Петропавловск-Камчатский 265 чел.
- село Мильково 233 чел.
- село Усть-Хайрюзово 156 чел.
- пгт Палана 130 чел.
- село Седанка 130 чел.
- село Соболево 119 чел.
Магаданская область (643 чел., 2002 год):
- город Магадан 231
- село Тауйск 114
- пгт Ола 109
Общая численность ительменов в России по годам
Доля ительменов по районам и городам России (по переписи 2010 года)
(указаны муниципальные образования, где доля ительменов в численности населения превышает 5 %):
[скрыть]Доля ительменов по районам и городам России | ||
---|---|---|
муниципальный район, городской округ | Субъект РФ | % ительменов |
Тигильский район | Камчатский | 19,8 |
Мильковский район | Камчатский | 5,1 |
Этнографические группы ительменов[править | править код]
Наиболее обоснованные сведения о численности ительменов в конце XVII—XVIII веков дал Б. О. Долгих. Он использовал материалы ясачных книг и пришёл к выводу, что в 1697 году численность ительменов равнялась 12 680 человек, а в 1738 году — 8448 человек. Основными причинами уменьшения их численности являлись завезённые заразные болезни (оспа, «гнилая горячка» и так далее), колониальная политика царизма и процесс ассимиляции ительменов с русскими.
В XVIII — начале XIX века ительмены делились на ряд крупных локальных подразделений, имеющих собственные самоназвания и особенности культуры: камчатскую, авачинскую, большерецкую, западную, хайрюзовскую. В это время северная граница территории расселения ительменов на западном побережье Камчатки достигала бассейна реки Тигиль, на восточном — реки Ука, южная доходила почти до мыса Лопатка. В первой половине XIX века, при сохранении территории, уменьшается число ительменских поселений, а во второй половине XIX века ительмены жили только на западном побережье Камчатки.
Антропологические особенности ительменов
Антропологически ительмены включаются в материковую группу популяций арктической малой расы северных монголоидов.
Своеобразие расовых особенностей народов, входящих в эту группу (чукчи, эскимосы, коряки, ительмены), по сравнению с другими сибирским монголоидами, заключается в некотором ослаблении монголоидного комплекса: более высокое переносье, менее плоское лицо, более тёмная пигментация, выступающие губы.
По этим признакам антропологи устанавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными, а тихоокеанскими монголоидами.
Религия
Традиционные верования ительменов — анимизм, тотемизм, фетишизм — связаны с поклонением духам — хозяевам. Особенно почитался «хозяин моря» Митг, дающий основной продукт питания — рыбу. Ительменам была чужда идея единого бога. Создателем земли и своим первопредком считался Ворон (Кутх). Существовал и шаманизм, но ительменские шаманы не имели обрядовой одежды и бубнов. В роли шаманов обычно выступали женщины. С середины XVII в. ительмены приняли христианство.
Согласно данным этнографических исследований, в древности ительмены практиковали обряд воздушного погребения.
Фольклор
Широко известен цикл сказаний о вороньем персонаже (Кутхе). Наибольшее количество ительменских сказок было записано в начале XX в. русским этнографом В. И. Иохельсоном.
Хозяйство ительменов
На первом месте по хозяйственному значению стоит рыболовство, как морское, так и речное. В реках промышляли рыбу лососёвых пород. В море промышляли навагу (на льду), корюшку, мойву. Орудия рыболовства в основном пассивные — запоры, ставные сети, невода, применялись плавные сети. В связи с большими объёмами вылавливаемой рыбы, её обычно заготавливали впрок — вялили, квасили, солили.
Объектами морского зверобойного промысла являлись различные породы тюленевых. Практиковалась охота на лежбищах и в прибрежной зоне загоном в сети. Продукция зверобойного промысла использовалась в пищу (мясо, жир) и как корм ездовым собакам. Шкуры шли на изготовление одежды и предметов домашнего обихода.
Сухопутная охота имела подспорное значение. Из крупных животных добывали камчатского бурого медведя и горных баранов, мясо которых использовалось в пищу. Объектами пушного промысла являлись соболь, лисица, песец и т. д.
В хозяйстве ительменов широко представлено собирательство, причём не только пищевое, но и сырьевое.