Нивхи

Ни́вхи (нивх. нивхгу, ниғвӈгун «люди, народ» — от нивх «человек») — малочисленный народ, проживающий на территории Российской Федерации и Японии. Также используется устаревшее название — гиляки (тунг. гилэкэ — от гилэ «лодка»).

Являются автохтонным, коренным населением Приамурья, острова Сахалин и соседних небольших островов, заселившим эту территорию в период позднего плейстоцена[источник не указан 294 дня].

Перейти к навигацииПерейти к поиску
Нивхи
Современное самоназвание нивх, мн. нивхгу (ам.)
ниғвӈ, мн. ниғвӈгун (в.-с.)
Численность и ареал
Всего: ▼ до 4500 чел.

Flag of Russia.svg Россия:
4466 (Всероссийская перепись 2010 г.)

    • Flag of Sakhalin Oblast.svg Сахалинская область:
      2253 (2010)
    • Flag of Khabarovsk Krai.svg Хабаровский край:
      2034 (2002)
Язык русский, нивхский
Религия шаманизм, язычество, православие
Входит в палеоазиаты
Родственные народы неизвестно (гипотетически айны, полинезийцы и др.)

 

Численность и расселение

 
Расселение нивхов в РФ на 2010 год в % от общей численности этого народа в РФ

Проживают около устья реки Амур (Хабаровский край) и на северной части острова Сахалин. Национальный язык: нивхский. Но большинство современных нивхов говорит на русском языке. Численность — 4652 человека (2010).

Численность нивхов в России:

 
Населённые пункты с нивхским населением согласно переписи 2002 года (исключая Хабаровск, Поронайск и Южно-Сахалинск).

Основные населённые пункты, где проживали нивхи в 2002 году:

До 1945 года в южной (в то время японской) части Сахалина проживало около 100 нивхов, носителей южно-сахалинского диалекта[4]. После войны большая часть переселилась на остров Хоккайдо. Южно-сахалинский диалект считается в настоящее время вымершим.

Современные данные о численности этнических нивхов Японии отсутствуют.

Этнографические группы

Нивхи исторически разделены на две группы по региону проживания: Амурские и Сахалинские. Они различны по языковым диалектам и культурным особенностям. Значительная часть нивхского населения расселена в Хабаровском крае (низовья Амура, побережье Амурского лимана, Охотского моря и Татарского пролива), образуя материковую группу. Вторая, островная группа, представлена на севере острова Сахалин.

 Айн и нивхи (Густав-Теодор Паули. "Этнографическое описание народов России", СПб. 1862)

Антропология нивхов

 
Нивхские дети. Сахалин, 1903 год

Антропология нивхов находится в стадии активного изучения. Предполагается, что родственными для нивхов являются народы Полинезии. Нивхи являются довольно однородными в антропологическом плане.

Отличия нивхов от соседних народов обычно связываются с независимым процессом их этногенеза. В связи с особенностями их языка и культуры — нивхи палеоазиаты, они относятся к древнейшему населению Нижнего Амура и Сахалина, которые предшествуют здесь тунгусо-маньчжурам. Именно нивхская культура является тем субстратом, на котором складывается во многом сходная культура амурских народов.

Другая точка зрения полагает, что древнейшее население Амура и Сахалина (археология мезо/неолитического времени) собственно нивхским не является, а представляет собой недифференцированный в этническом отношении пласт культуры, которой является субстратным по отношению ко всему современному населению Амура. Следы этого субстрата фиксируются в антропологии, языке, культуре как нивхов, так и тунгусо-маньчжурских народов Приамурья. В рамках этой теории, нивхи рассматриваются как мигрировавшая на Амур одна из групп северо-восточных палеоазиатов. Относительная противоречивость данных этногенетических схем объясняется высокой степенью смешения и интеграции современных народов Амура и Сахалина, а также поздним временем их этнического оформления.

История

 Карта расселения коренных народов на территории Сибири

Нивхи заселили Сахалин, когда остров был соединен с Азиатским материком. Но с окончанием ледникового периода океан поднялся, и нивхи оказались разделёнными Татарским проливом на 2 группы.

Полагают, что самое раннее упоминание о нивхах в истории — китайские хроники начала 600 годов н. э. В них говорится о народе гилями (кит. 吉列迷 Jílièmí), который был в контакте с правителями монгольской династии Юань в Китае. Контакты русских с нивхами начались в XVII веке, когда здесь побывали казаки-землепроходцы. Первым русским, писавшим о нивхах в 1643 году, был Василий Поярков, который называл их гиляками. Это название надолго закрепилось за нивхами. В 1849—1854 годах на Нижнем Амуре работала экспедиция Г. И. Невельского, основавшего город Николаевск. Год спустя здесь стали селиться русские крестьяне. Российская империя получила полный контроль над землями нивхов после Айгунского договора 1858 года и Пекинского договора 1860 года.

Происхождение и языковая принадлежность

 
Группа танцующих нивхов. Сахалин, начало XX века

Нивхи — прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура. Существует точка зрения, что предки современных нивхов, северо-восточных палеоазиатов, эскимосов и индейцев — звенья одной этнической цепи, охватывавшей в далёком прошлом северо-западные берега Тихого океана.

Нивхов отождествляют с археологической охотской культурой, занимавшей в древности более широкий ареал, чем современная территория нивхов. Носители данной культуры, мисихасэ, были изгнаны из Японии в VII веке н. э.

Нивхи относятся к палеоазиатскому типу монголоидной расы.

По языку и культуре нивхи близки народам, разговаривающим на палеоазиатских языках (чукчи, коряки и др.), и чаще всего объединяются с ними в общую группу.

Традиционное хозяйство

 
Нивхская одежда

Среди хозяйственных областей на первом месте по значимости у нивхов всегда стояла рыбная ловля. Сырая и вяленая (реже — варёная и жареная) рыбасоставляет основу традиционной кухни. Важную роль в нивхском хозяйстве играли охота, собирательство и собаководство.

Духовная культура

Нивхская литература обязана возникновением писателю Владимиру Санги; важную роль для неё также сыграл учёный Чунер Таксами.

Религия

Религиозные верования нивхов основывались на анимизме и промысловом культе, вере в обитавших повсюду духов — на небе, на земле, в воде, тайге.

Каждый медведь считался сыном хозяина тайги, поэтому охота на него сопровождалась обрядами промыслового культа.

Медвежий праздник отмечался в январе или феврале, в зависимости от клана. Медведя ловили, выращивали и выкармливали на протяжении нескольких лет в загоне. Во время празднования медведя наряжали в специальный костюм, водили по домам, угощали из резной деревянной посуды. После чего зверя приносили в жертву, стреляя из лука. У головы убитого медведя ставили кушанье, «угощая» его. Затем медведя свежевали, соблюдая множество правил. В отличие от других народов Амура, нивхи кремировали умерших, сжигая их на огромном костре в тайге под ритуальные плачи, а в древности практиковали обряд воздушного погребения.

В мировой культуре

Жизнь нивхов, быт, язык являются ключевой темой повести Геннадия Гора «Юноша с далёкой реки» (Лениздат, 1955 год).

Жизнь нивхов описывается в повести Чингиза Айтматова «Пегий пёс, бегущий краем моря» (1977 года) и показана в одноимённом фильме (1990 года).

О жизни нивхов (называемых в романе «гиляками») рассказывается в романе Николая Задорнова «Далёкий край» (1949 года).

Мультипликационный фильм 1992 года Оксаны Черкасовой «Племянник кукушки» создан по мотивам нивхских сказок.

В честь нивхов были названы два судна российского имперского флота «Гиляк» и «Гиляк II»

В 2018 году было выпущено аниме "Небесные волки: Егерь Сириус", где главный герой и его родня являются нивхами. В этом аниме достаточно хорошо прорисованы традиционные костюмы нивхов.

Related Articles