Сойоты
Сойо́ты (соёд, сойыт, саяты) — коренной малочисленный народ, населяющий Окинский район Республики Бурятия. Представляют собой один из субэтносов в составе бурятского народа. Ввиду самобытной истории, начиная с Всероссийской переписи населении 2002 года, учитываются как один из коренных малочисленных народов Сибири.
Сойоты | |
---|---|
Современное самоназвание | Соёд, сойыт |
Численность и ареал | |
Всего: 3608 | |
Россия:
|
|
Язык | бурятский, сойотский |
Религия | шаманизм, буддизм |
Входит в | монгольские народы, тюркские народы |
Родственные народы | цаатаны |
Происхождение | монголы, тюрки, самодийцы |
Численность и расселение
Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года численность сойотов в России составляла 3608 человек, из них в Бурятии — 3579 человек.
Численность сойотов в населённых пунктах (2002 год):
- улус Сорок — 614
- село Орлик — 569
- село Хужир — 314
- город Улан-Удэ — 191
- улус Хурга — 159
- посёлок Боксон — 139
- улус Алаг-Шулун — 134
История
Сойоты являются потомками саянских самодийцев, бывших частью древнейшего населения Восточных Саян, оставшиеся в пределах своей прародины. Впоследствии подверглись тюркизации, которая охватила прежде всего язык и лишь частично затронула хозяйство, материальную культуру и мировоззренческую систему. Первые письменные источники о сойотских племенах относятся к XVII веку. Это русские приказные книги — «Сказы» казаков и служилых людей.
С заселением Восточных Саян бурятским племенем хонгодоров сойоты женились на бурятках. Произошла вторичная смена языка, его бурятизация, но в хозяйственной жизни сойоты сохранили традиционный уклад — остались оленеводами и охотниками. К тому времени их уже при переписи населения записывали как бурят, хотя они сохранили культуру и этническое самосознание. Лишь Всероссийская перепись населения 2002 года учла сойотов отдельной народностью.
Язык
Изначально сойоты говорили на вымершем сейчас языке, который относился к самодийской группе уральской языковой семьи. Впоследствии сойоты были подвержены тюркизации и перешли на сойотско-цаатанский язык (близкий тувинскому), ещё имеющий среди них некоторое хождение, и распространённый также в Монголии в цаатанском варианте.
Позже сойоты подверглись полной ассимиляции с бурятами, перейдя на бурятский язык монгольской группы алтайской языковой семьи. По Всероссийской переписи населения 2002 года из 2739 сойотов бурятским языком владели 2623 чел. (96 %), а 2429 чел. — также и русским (89 %).
Для возрождения сойотского языка в 2001 году впервые для него (сойотского варианта сойотско-цаатанского языка) была разработана письменность на основе кириллицы, начато издание букваря и учебных пособий. В 2003 году издан «Сойотско-бурятско-русский словарь». С 2005 года началось постепенное внедрение преподавания языка в начальных классах сойотских школ Окинского района Бурятии.
Традиционные занятия
Основным занятием сойотов на протяжении веков, как и сейчас, является кочевое оленеводство и яководство. В качестве подсобного промысла остаётся охота.
Общество
В основе традиционной социальной организации — объединение нескольких родов, во главе которых стоит совет из родовых старейшин. Известны роды сойот, иркит, хаасуут и онхот[11]. Сойоты отмечены в составе окинских, тункинских, закаменских, ольхонских и верхоленских бурят.
Возрождён национальный сойотский праздник Жогтаар («Встреча»), который в 2004 году был переименован в Улуг-Даг («Великая гора» — в честь горы-покровителя Бурин-хан). С 2008 года в дни праздника проводятся также Самаевские чтения— серия мероприятий, посвящённых охране культурного наследия малых народов.