Шорцы
Шо́рцы (шорск. шор-кижи, татар-кижи, тадар-кижи, татар, тадар) — тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах), а также в некоторых смежных районах Республики Хакасия и Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв. Общая численность около 14 тысяч человек. Делятся на две этнографические группы: южную, или горнотаёжную (в начале XX века область проживания южных шорцев получила название Горная Шория), и северную, или лесостепную (так называемые абинцы). По языку шорцам наиболее близки алтайцы и хакасы, по культуре — алтайцы и чулымцы.
Шорцы | |
---|---|
Современное самоназвание | шор-кижи, татар, тадар |
Численность и ареал | |
Всего: 13 000 чел. | |
Россия:▼
|
|
Язык | шорский, русский |
Религия | тенгрианство, православие |
Входит в | тюркские народы |
Родственные народы | алтайцы, чулымцы, хакасы, киргизы, телеуты, сибиры, челканцы, тубалары, кумандинцы |
Самоназвание
До 1926 года общим самоназванием всех родовых групп шорцев (абинцев, шорцев, каларцев, каргинцев и других) было тадар-кижи (человек-татарин). Название тюркоязычного населения Южного Кузбасса «шорцы» было закреплено властями во всех официальных документах с учётом высказываний академика В. Радлова об этнокультурном единстве так называемых мрасских и кондомских татар. Современными самоназваниями являются как тадар-кижи, так и шор-кижи.
Язык
Большинство шорцев говорят на русском языке, свыше 60 % родным считают русский язык; в шорском языке до недавнего времени было принято выделять два диалекта — мрасский (хакасская (кыргызо-уйгурская) группа восточно-тюркских языков) и кондомский (северноалтайская группа западно-тюркских языков), каждый из которых в свою очередь распадался на ряд говоров. В НФИ КемГУ имеется научная школа по изучению шорского языка.
Религия и фольклор
В прошлом шорцы формально считались православными, фактически же у них сохранялось тенгрианство (культ предков, промысловые культы и другие верования). Согласно традиционному мировоззрению шорцев, всё мироздание разделено на три сферы, — на «землю Ульгеня» (Ӱлген чер), нашу землю и «землю злых духов», или подземный мир. Во владениях Ульгеня имеется 9 небес; на седьмом небе находятся луна и звезды, на восьмом — солнце, а на девятом живёт сам Ульгень — доброе верховное божество. Наш мир и человека сотворили, по представлению древних шорцев, Ульгень вместе со своим братом Эрликом (олицетворением злого начала).
Шорский фольклор составляют героические поэмы (алыптығ ныбақтар — сказания о богатырях), исполняемые «каем» (горловым пением) или речитативом, сказки, рассказы и легенды, загадки, пословицы и поговорки, охотничьи, свадебные, любовные, хвалебные, исторические и другие песни. Шорские героические поэмы и песни относятся к музыкально-поэтическому творчеству. Исполнялись они под аккомпанемент щипкового двухструнного инструмента «қомус», который делался из ствола ивы, кедра. Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражают, в основном, охотничий образ жизни; из всех жанров наиболее развитым был героический эпос.
Праздники
- Чыл пазы — Новый год, отмечается 20-21 марта в день весеннего равноденствия.
- Мылтық-Пайрам — праздник всех шорцев, в этот день принято есть пельмени, со спрятанными в них мелкими знаковыми предметами (спичка, монета, бумажка и тому подобными), отмечается 18 января. Каждая вещь олицетворяет какое-либо событие, которое должно произойти в нынешнем году.
- Шор-Пайрам — праздник, посвящённый скотоводству и сельскому хозяйству, отмечается точно также как и у остальных тюркоязычных народов, исключая некоторые небольшие нововведения (пример: конкурс красоты, конкурс на самую длинную косу).
История
Шорский этнос сформировался в VI—IX веках, в ходе смешения местных кетоязычных и пришлых тюркоязычных племён (по мнению некоторых исследователей, процесс формирования шорского этноса начался лишь в XVII веке, то есть с образованием Кузнецкого уезда и усилением в его пределах экономических, языковых и этнокультурных контактов).
Первые письменные свидетельства о (степных) шорцах («кузнецких татарах») относятся к началу XVII века, к периоду освоения русскими верховьев реки Томи. Вплоть до начала XX века у шорцев оставались значительные пережитки родовых отношений. До Октябрьской революции 1917 года основными их занятиями были рыболовство и пушной промысел, у некоторых групп — примитивное ручное земледелие, стойловое скотоводство, торговля и извоз. Ремесло у шорцев до начала XX века носило домашний характер и было сосредоточено, в основном, в руках женщин; наиболее развитыми были ткачество, гончарное дело и плетение сетей. Повсеместно была распространена обработка кожи и дерева (в изготовлении седел, лыж, лодок-долблёнок, мебели, берестяной посуды и других вещей домашнего обихода).
У северных шорцев большое значение издавна имело кузнечное дело, а также добыча и плавка железной руды (отсюда — русское наименование северных шорцев «кузнецкие татары»). Однако с включением территории в состав Российской империи заниматься традиционным железным ремеслом шорцам было запрещено по царскому указу.
Традиционная шорская одежда к началу XX века шилась только в самых глухих южно-шорских улусах. Жильём для шорцев того времени служили многоугольные срубные дома с конической крышей, полуземлянки, летние шалаши, у северных групп — также русские избы.
В середине XIX века часть шорцев переселилась в Хакасию; впоследствии большинство этих переселенцев перешли на хакасский язык, — поэтому сегодня их потомки к шорцам обычно не относятся.
С середины 1920-х годов важную роль в формировании единого шорского самосознания сыграло всеобщее распространение грамотности в связи с созданием шорского литературного языка на основе мрасского диалекта (функционировал в 1920—1930-х годах). Тем не менее, в 1940-х годах начался продолжающийся по сей день процесс ослабления этнической специфики и ассимиляции шорского этноса. В 1-й половине XX века значительно изменилась обстановка в Северной Шории, где тогда началась интенсивная разработка угольных месторождений и возникла целая система крупных городов, так называемых рабочих посёлков и поселений ссыльных и заключённых со смешанным этническим составом.
После решения Кемеровского облисполкома от 20 июня 1960 года «О ликвидации колхозов Горной Шории, как нерентабельных» началась массовая миграция шорцев в города и крупные посёлки Кемеровской области, в итоге чего сейчас там проживает около 74 % всех шорцев.
Родо-племенное деление
Генетика
Распределение гаплогрупп У-хромосомы по сеокам
Сеок | R1a1a1h-Z93 | R1a1a1h1-Z94 | N1c1 х1708 | N1b-Р63 | R1b1Ы -М73 | Q1a3-330 |
Ак-шор | — | — | — | 1 | — | — |
Кара-шор | 5 | — | — | — | — | — |
Карга | 23 | — | — | — | 2 | — |
Кобый | — | — | 10 | — | — | 1 |
Кызай | — | — | — | — | — | — |
Кый | — | — | 1 | — | — | — |
Сары-шор | 1 | — | — | — | 1 | — |
Таеш | 4 | — | — | — | — | — |
Тарткын | 5 | — | — | — | — | — |
Чедибер | 2 | — | 1 | — | — | — |
Челей | 14 | 1 | — | 9 | 1 | — |
Шор-кызай | 7 | — | 1 | — | — | — |
Шорцы в наше время
Сегодня наблюдается постепенное исчезновение традиционной шорской культуры. Происходит это в силу всё большего нарастания урбанистической культуры. Вместе с тем начиная с 1985 г. возобновляются традиционные праздники шорцев — праздник прародителя Ольгудека, весенне-летний праздник Пайрам и др., сопровождающиеся исполнением эпоса и песен, а также спортивными состязаниями.
В настоящее время основная масса шорцев занята в работах в шахте, старые ценности такие как охота, рыболовство и сельское хозяйство постепенно ушли на второй план. Лишь в Шерегеше сохраняется старый образ жизни — охота, которая является основным промыслом для населения.
Важнейшей проблемой для современных шорцев является отсутствие рабочих мест и структуры сельского образования в сельских территориях Таштагольского района. Многие шорцы заняты в городах (Таштаголе, Шерегеше, Новокузнецке), некоторые из них работают на обслуживании туристской сферы на горнолыжном курорте Шерегеш. Шорцы, живущие на селе, официально считаются безработными, — несмотря на то, что большинство этих «безработных» заняты в сельском хозяйстве и традиционными для шорцев промыслами.
Численность шорцев в России:
Численность шорцев в населённых пунктах (2002 г.)
Кемеровская область:
город Таштагол 1528
город Междуреченск 1523
город Новокузнецк 1508
город Мыски 1495
пгт Шерегеш 1109
посёлок Ключевой 232
посёлок Усть-Кабырза 231
посёлок Ортон 196
посёлок Чувашка 164
город Осинники 150
пгт Спасск 133
посёлок Бородино 130
посёлок Малиновка 128
город Кемерово 115
посёлок Усть-Анзас 115
Республика Хакасия:
город Абакан 263
село Балыкса 160
пгт Бискамжа 121
Другие субъекты России:
город Ростов-На-Дону 1
город Новороссийск 3
Казахстан
1970 — 214
1979 — 381
1989 — 388