Эвенки
Эве́нки (самоназвание — эвэнкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 году; старое название — тунгусы от якут. тоҥ уус; кит. 鄂温克族 — èwēnkè zú; монг. хамниган) — коренной народ Восточной Сибири. Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары, манегры, солоны.
Язык — эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Выделяется три группы диалектов: северная, южная и восточная. Каждый диалект подразделяется на говоры.
Эвенки | |
---|---|
Современное самоназвание | эвэнкил |
Численность и ареал | |
Всего: 77 000 чел. | |
КНР:
Россия:
1000 (1992) |
|
Археологическая культура | Глазковская культура |
Язык | эвенкийский, якутский, хамниганский, бурятский, русский, китайский |
Религия | шаманизм, православие, тибетский буддизм[6][7][8] |
Входит в | тунгусо-маньчжурские народы |
Родственные народы | Маньчжуры Нанайцы Орочи Хамниганы Эвены Сибо Удэгейцы |
География
Эвенки населяют обширную территорию от Енисея на западе до Охотского моря на востоке. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и Ангаре. В административном отношении эвенки расселены в границах Иркутской, Амурской, Сахалинской областей, республик Якутии и Бурятии, Красноярского, Забайкальского и Хабаровского краёв. Эвенки присутствуют также в Томской и Тюменской областях. На этой огромной территории они нигде не составляют большинства населения и живут в одних поселениях вместе с русскими, якутами, бурятами и другими народами.
История
Эвенки сложились на основе смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. К прототунгусской общности относят глазковскую культуру. Есть основания в качестве непосредственных предков эвенков рассматривать забайкальский народ увань, который, согласно китайским хроникам (V—VII века н. э.), обитал в горной тайге к северо-востоку от Баргузина и Селенги. Увани не были аборигенами Забайкалья, а представляли собой группу кочевников-скотоводов, пришедшую сюда из более южной местности. В процессе расселения по просторам Сибири тунгусы сталкивались с местными племенами и, в конечном счете, ассимилировали их. Особенности этнического формирования тунгусов привели к тому, что для них характерны три антропологических типа, а также три различных хозяйственно-культурных группы: оленеводы, скотоводы и рыболовы.
На рубеже I — II тыс. н. э. эвенки были рассечены продвижением на север якутов. Восточные эвенки образовали этнос эвенов. До прихода русских в XVII веке эвенки (тунгусы) жили по рекам Ангара, Вилюй, Витим, Енисей, Верхняя Лена, Амур (орочоны), а также на побережье Байкала. Первым из русских столкнулся с тунгусами казак Бекетов в районе Ангары. Известным тунгусским князем того времени был Гантимур. В русских документах того времени зафиксированы имена и других князцев: Бабуг, Тякш, Кагил, Топук, Болдоной и Индак. Князцы управляли родами и землицами.
В XVIII веке тунгусы Даурии испытали влияние русских миссионеров. В 1761 году в Забайкалье был сформирован пятисотенный тунгусский казачий полк во главе со старшиной
В 1924—25 годах на Дальнем Востоке произошло антисоветское Тунгусское восстание.
В 1990-е годы для эвенков, как для некоторых других коренных народов Сибири, были созданы специальные школы-интернаты..
Обычаи
Согласно этнографическим исследованиям, в древности эвенки практиковали Обряд воздушного погребения, который часто встречается и у народов, включённых Старостиным С. А. в гипотезу о сино-кавказской макросемье языков.
Численность
Численность эвенков к моменту их вхождения в состав России (XVII век) оценивалась приблизительно в 36135 человек. Наиболее точные данные об их численности дала перепись 1897 года — 64 500, при этом родным языком считали тунгусский 34 471 человек, остальные — русский (31,8 %), якутский, бурятский и другие языки.
По итогам переписи 2002 года, в Российской Федерации проживали 35 527 эвенков. Из них около половины (18 232) жили в Якутии.
- В Китае, по данным переписи 2010 года, численность эвенков и орочонов вместе взятых была 39 534. Они образуют две из 56 официально признанных национальностей КНР.
- В Монголии в 1992 году проживало до тысячи эвенков, однако, возможно, более не говорящих на своём языке.
Эвенки России
А. Н. Радищев писал в описании Тобольского наместничества следующие строки о тунгусах:
… Ниже в восточной части, по берегам Кеная и Тима, другой, столь же дикий, народ, но видом стройнее и опрятнее, известной под именем тунгусов. [У] сего народа существует странный обычай угощать приежжаго или паче приятеля тем, что лутчее есть в доме, изготов<ляя> в то же время лук и стрелы на умерщвление того, который худо ответствовать будет приветствию угощающаго…
В современности в России эвенки проживают, в основном, в Якутии (18 тыс.) и Красноярском крае (4,6 тыс., в том числе 3,8 тыс. в Эвенкийском районе), а также в Бурятии (2,6 тыс.), Приамурье (1,5 тыс.), Забайкалье (1,5 тыс.), Приангарье (Предбайкалье) (1,4 тыс.). Муниципальные районы (по результатам переписи 2010 г.), где эвенки образуют абсолютное большинство — Оленёкский (75,5 %) и Жиганский (55 %) в Якутии. В 1930—2006 годах существовал Эвенкийский автономный округ, в 1931—1938 — Витимо-Олёкминский национальный округ, созданные в районах компактного проживания эвенков.
Для эвенков характерен традиционный природоресурсный тип хозяйствования. Период контактов между эвенками и русскими насчитывает несколько столетий, и эвенки имеют давние контакты с рядом других групп людей, а также в том числе и якутов, бурят и других тунгусов.
- Численность эвенков в России
- Дальневосточный федеральный округ — 24 761 (69,7 %)
- Республика Саха (Якутия) — 18 232
- Хабаровский край — 4533
- Республика Бурятия — 2334
- Амурская область — 1501
- Забайкальский край — 1492
- Сахалинская область — 243
- Приморский край — 103
- Еврейская автономная область — 72
- Сибирский федеральный округ — 10 089 (28,4 %)
- Красноярский край — 4632
- Иркутская область — 1431
- Томская область — 103
- другие округа — 675 (1,9 %)
- Северо-Западный федеральный округ — 218 (в том числе СПб — 140)
- Центральный федеральный округ — 165 (в том числе Москва — 74)
- Уральский федеральный округ — 139 (в том числе Тюменская область — 109)
- Поволжский федеральный округ — 73
- Южный федеральный округ — 62
- Северо-Кавказский федеральный округ — 18
Эвенки Китая
Хотя в России обычно считают, что эвенки живут в российской Сибири, на сопредельной территории Китая они представлены четырьмя этнолингвистическими группами, общая численность которых превосходит численность эвенков в России: 39 534 против 38 396. Эти группы объединены в две официальные национальности, проживающие в Эвенкийском автономном хошуне автономного района Внутренняя Монголия и в соседней провинции Хэйлунцзян (уезд Нэхэ):
- Орочоны (буквально «оленеводы», кит. упр. 鄂伦春族, пиньинь: Èlúnchūn Zú) — 8196 человек по переписи 2000 года, 44,54 % живёт во Внутренней Монголии, а 51,52 % — в провинции Хэйлунцзян, 1,2 % — в провинции Ляонин. Около половины говорят на орочонском диалекте эвенкийского языка, иногда рассматриваемом как отдельный язык; остальные только по-китайски. В настоящее время в Китае оленеводы-эвенки являются очень малой этнической группой, численностью всего около двухсот человек. Они говорят на диалекте северо-тунгусского языка. Существование их традиционной культуры находится под большой угрозой.
- Эвенки (кит. упр. 鄂温克族, пиньинь: Èwēnkè Zú) — 30 505 на 2000 год, 88,8 % в Хулун-Буире, в том числе:
- небольшая группа собственно эвенков — около 400 человек в деревне Аолугуя (уезд Гэньхэ), которых сейчас перемещают в пригород уездного центра; сами себя они называют «йэкэ», китайцы — якутэ (кит. упр. 雅库特, пиньинь: Yǎkùtè или кит. упр. 雅库特鄂温克, пиньинь: Yǎkùtè Èwēnkè), так как они возводили себя к якутам; согласно финскому алтаисту Юхе Янхунену[fi], эта единственная этническая группа в Китае, занимающаяся оленеводством[24];
- хамниганы — сильно монголизированная группа, которая говорит на монгольских языках — собственно хамниганском и на хамниганском (старо-барагском) диалекте эвенкийского языка; эти так называемые маньчжурские хамниганыэмигрировали из России в Китай в течение нескольких лет после Октябрьской революции; около 2500 человек живёт в Старобаргутском хошуне;
- солоны — они вместе с даурами переселились из бассейна реки Зея в 1656 году в бассейн реки Нуньцзян, а затем в 1732 частью отправились дальше на запад, в бассейн реки Хайлар, где позже был образован Эвенкийский автономный хошун с 9733 эвенками; говорят на солонском диалекте, иногда рассматриваемом как отдельный язык.
Поскольку как хамнинганы, так и «якуты-эвенки» весьма малочисленны (около 2000 первых[25] и, вероятно, около 200 вторых[24]), подавляющее большинство лиц, приписанных в Китае к эвенкийской национальности, являются солонами. Численность солонов оценивалась в 7200 в 1957 г, 18 000 в 1982, и 25000 в 1990[26].
- Динамика численности эвенков КНР (по данным всекитайских переписей населения)[27]
Эвенки Монголии[править | править код]
В Монголии эвенки представлены только смешанными эвенкийско-монгольскими родами — хамниганами (около тысячи человек[5]), проживающими в Селенгинском аймаке.
Известные эвенки
- Этноним Бомбогор (ум. около 1640) — вождь союза эвенкийских племен на Амуре в 1630-х годов. Под его руководством эвенки (солоны) вели борьбу против манчьчжурских завоевательных походов в их край, иногда собирая до 6000 воинов. Бомбогор был схвачен маньчжурами в 1640 г, свезён в столицу маньчжурского (цинского) императора Абахая Мукден и там казнён.
- Кульбертинов Иван Николаевич (1917 год, с. Тяня, Олекминский улус, Якутская область — 1993 год, с. Тяня, Олекминский улус, Якутия) — участник Великой Отечественной войны, снайпер 23-й отдельной лыжной бригады, 7-го Гвардейского воздушно-десантного полка, один из самых результативных снайперов Второй мировой войны (487 солдат и офицеров противника).
- Увачан, Василий Николаевич (25 декабря 1917 — 7 августа 1988 гг.) — первый секретарь Эвенкийского окружного комитета КПСС (1948—1951 и 1961—1975), доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РСФСР.
- Оёгир Николай Константинович (15 марта 1926 — 11 марта 1988 гг.) — эвенкийский писатель, поэт.
- Немтушкин Алитет Николаевич (12.11.1939 — 4.11.2006 гг.) — эвенкийский писатель.
- Чапогир, Олег Васильевич — композитор.
- Хайланьча (1740—1793), родился в китайском Приамурье (провинция Хэйлунцзян), эвенкийский национальный герой, выдающийся военачальник эпохи династии Цин.
- Гантимуровы — российский княжеский род эвенкийского происхождения.
- Улукиткан (1871—1963) — охотник, следопыт, проводник множества экспедиций по созданию карты труднодоступных районов Дальнего Востока, эвенк по национальности, герой произведений писателя-геодезиста Григория Анисимовича Федосеева.
- Номоконов, Семён Данилович (1900—1973) — знаменитый снайпер Великой Отечественной войны.
- Увачан Иннокентий Петрович (1919—1943) — участник Великой Отечественной войны, гвардии рядовой, Герой Советского Союза.
- Карамзин, Павел Гаврилович — из видного княжеского рода, глава Тунгусского восстания 1924—1925 годов.
- Трофимов, Николай Гермогенович (1915—1971) — сказитель, благодаря которому были сохранены образцы эвенкийского эпоса «Нимнгакан».
Название «тунгус» известно русским с XVI в., а самоназвание «орочен» в Приамурье («орочел» — на Охотском побережье) и «эвен» — в Приангарье известно с XVII в. Этноним «эвенки» стал официально использоваться в качестве общепринятого лишь с начала 1930-х гг.
Традиционные занятия
Охота производилась преимущественно в одиночку. Группой в два-три человека охотились на крупного зверя, когда надо было гнать его на стрелка, а также на переходах через речки мелких парнокопытных, когда те переходили на новые места. Основная охота была на мясного зверя, пушного били попутно. На охоте тунгусы пользовались луками, рогатиной и устанавливали самострелы и петли. За зверем гонялись или били его на водопойных тропах из засады на деревьях и в лодках. Для выслеживания зверя маскировались, накидывая на себя шкуру с головы оленя, а иногда целую.
Важную роль для эвенков играло оленеводство. Оленеводство, в основном, имело транспортное направление; различались так называемый эвенкийский тип, с использованием вьючных оленей и орочёнский тип с использованием верховых оленей.
Бродячие охотники добывали рыбу с помощью лука и остроги. Зимой старики кололи рыбу через лунки, а летом рыбаки занимались лучением с лодки. На небольших речках устраивали запоры и устанавливали в них корыта и «морды». В рыбалке участвовало много мужчин.
К мужским занятиям относились изготовление изделий из дерева, кости и металла, а также изготовление лодки-берестянки (бересту шили женщины), лодки-долбленки и нарт. Женщины выделывали шкуры, шили из них одежду, обувь, покрышки для чума, предметы домашнего обихода. Они обрабатывали бересту и шили из неё посуду, а также «тиски» — берестяные полотнища для чумов и для лодок-берестянок. Мужчины умели украшать узорами деревянные, костяные и металлические вещи, женщины — ровдугу, бересту и меха. На женщинах лежали обязанности ухода за детьми и приготовление пищи.
Топонимы
Историческое имя эвенков — тунгусы — закреплено в ряде топонимов: Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска. По названию последней назван и знаменитый Тунгусский метеорит. Тунгусское плато(Красноярский край)
От эвенков русские землепроходцы заимствовали географические названия: Алдан (Алдун: «каменистые берега»), Енисей (Ионесси: «большая вода»), Лена (Елю-Енэ: «большая река»), Могоча (золотое дно или холм), Олёкма (Олоохунай: «беличья»), Сахалин (Сахалян-улла: «Чёрная река» (Амур)), Чита (глина).