Микронезия

Микроне́зия (др.-греч. μικρός «микро-» и νῆσος «острова») — обобщающее название групп мелких островов Океании. Состоит из островов Гилберта, Марианских островов, Маршалловых и других (всего более 1500 островов). Общая площадь суши в Микронезии очень мала, также очень невелика численность населения. Зато здесь очень большие морские экономические зоны.

В Микронезии находятся следующие государства и зависимые территории:

  •  Науру
  • Острова Гилберта ( Кирибати)
  •  Маршалловы Острова
  •  Федеративные Штаты Микронезии
  •  Палау
  •  Гуам ( США)
  • Flag of the Northern Mariana Islands.svg Северные Марианские Острова ( США)

География

Микронезия включает в себя около 1500 островов с общей площадью более 2,6 тыс. км² (по данным БЭС 1997 года).

Географическое устройство

Географически Микронезия делится на:

  • Маршалловы острова
  • Каролинские острова
  • Марианские острова
  • Острова Кирибати
  • Остров Науру

Из них Западные Каролины и Марианские острова — вулканические. Крупнейший из Марианских — остров Гуам, столица — Аганья. Местные жители делят архипелаг на две части — Ратак (острова восхода солнца) и Ралик (острова солнечного заката).

Крупнейшие атоллы: Бикини (Эшшольца), Ронгелап (Римского-Корсакова), Малоэлап (Аракчеева), Маджуро, Эниветок (Браун), Кусаие, Улити, Тарава и др., а также острова Сенявина (крупнейший из них — Понапе) и острова Трук. Некоторые из них носят по два названия, в том числе — русские. Это память о русской экспедиции под руководством Отто Коцебу.

Государственное устройство

В настоящий момент Микронезия разделена на несколько государств.

Федеративные Штаты Микронезии — это 4 штата (Понпеи, Кусаие, Чуук, Яп), расположенные на одноимённых островах и близлежащих группах островов: Кусаие и Понпеи, и группы островов Яп и Чуук (Трук). Население — 107, 9 тыс. чел. (2008 год). Столица — Паликир на о. Понпеи (бывш. Понапе), 7 тыс. чел. Официальный язык — английский. Праздники: 3 ноября — День независимости. Экспортирует копру, перец, рыбу, кокосовое масло, изделия народного промысла. Свободно ассоциировано с США.

Маршалловы Острова. Население — 56,4 тыс. чел. (2003). Столица — Маджуро, 25,4 тыс. чел. (2004). Языки — маршалльский и английский. Религия — протестантизм и католицизм. Экспорт: копра, кокосовое масло, рыба, кораллы, кустарные изделия. Открыты в 1529 год г. испанцем А. Сааведрой, затем исследовались Гилбертом и Маршаллом. Праздники: 1 мая — День Конституции.

Кирибати — 33 коралловых острова на акватории 5 млн кв. км. Это группы островов Гилберта, Феникс, Лайн, о. Банаба (бывший Ошен). Население — 98 тыс. чел. (2009). Столица — Южная Тарава, 40,3 тыс. чел. (2005), на атолле Тарава. Высшая точка — Саммит, 81 м. Официальный язык — английский, но все говорят на кирибати (тунгаруанском). Религии — протестантизм, католицизм. Первым на островах побывал Кирос в 1606 год г., исследовали Д. Байрон, Д. Гилберт и Д. Маршалл. Название в честь Гилберта островам дал Крузенштерн. Животный мир представлен только птицами и насекомыми. Экспорт: копра, рыба. Праздники: 21 июля — День независимости.

Палау (Белау) — состоит из 328 островов, общей площадью 458 кв. км., крупнейший — Бабелтуап, высшая точка — 217 м. Население — 20,9 тыс. чел. (2008). Столица — Нгерулмуд на острове Бабелтуап, с населением по данным последней переписи 391 чел. Официальный язык — английский, палауский. Религии — католицизм, протестантизм. Обитаемы из 200 только 8 островов. Животный мир представлен мелкими грызунами, ящерицами, птицами и насекомыми. Праздники: 1 октября — День независимости. Первыми из европейцев на острова попали испанцы в XVII в. В 1889 год г. острова были проданы Германии. Экспорт — копра и тунец. Государство, ассоциированное со США.

Науру — одиночный коралловый остров, поднятый атолл. Образует государство Науру. Площадь 21 км². Население — 11,3 тыс. чел. (2009). Официальной столицы не имеет, правительство страны расположено в округе Ярен. Официальные языки — английский и науруанский. Основа экономики до недавнего времени — добыча фосфоритов. Праздники: 26 октября — Ангамов день.

Северные Марианские Острова. Население — 86,6 тыс. чел. Столица — Сайпан, 62,4 тыс. жителей (2000). Высшая точка — 965 м. Официальный язык — английский. Религия — католицизм. Открыты Магелланом, до конца XIX в. оставались испанской колонией, в 1899 год проданы Германии, сейчас — владение США. Экспорт: товары народного потребления, продукты питания.

Гуам — крупный остров из группы Марианских; плато до 405 м высотой. Владение США. Население 173,5 тыс. чел. (2007). Столица — Хагатна, 1,1 тыс. чел. (2000). Языки — английский, Чаморро. Правит губернатор. Религия — католицизм. Экспорт: одежда, напитки, табак, электроника. Праздники: 1 понедельник марта — День Гуама, 21 марта — День освобождения. Остров открыт Магелланом 6 марта 1521 год г. С 1565 год — колония Испании, с 1898 год — владение США.

История

Микронезийцы заселили Микронезию несколько тысяч лет назад. В XVI веке почти вся Микронезия стала колонией Испании. В XIX веке Науру стал германской колонией, а острова Гилберта — британской. В 1898 г., после испано-американской войны, остров Гуам перешёл к США, а остальная часть испанской Микронезии — к Германии. В 1914 год г. германская Микронезия была захвачена Японией (только остров Науру, административно относившийся к Германской Новой Гвинее, был оккупирован Австралией). После окончания Второй мировой войны все японцы были выселены из Микронезии; бывшие японские владения стали подопечной территорией ООН под управлением США (см. Подопечная территория Тихоокеанские острова). В 1950-х годах США проводили здесь ядерные испытания. К настоящему времени вся Микронезия, кроме Гуама, стала независимой.

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Микронезия 

Юго-восточные Пашаи в Афганистане

Пашайи, Юго-Восток
Молитвенная карточка
 
Население
609 000
основной язык
Пашай, Юго-Восток
Основная Религия
Ислам (99.00%)
Христиан
0.00%
Евангельских
0.00%
Прогресс
Индикатор Прогресса
Карта Пашаи, юго-восток Афганистана
 
История

Юго-восточные Пашаи, также называемые Дарай-Нур, Пашаи и Пасайи, относятся к группе Кашмирского народа. Они живут в Афганистане, в основном в долинах Гиндукуша на северо-востоке Афганистана. Они, как правило, живут в долинах, расположенных вблизи крупных речных систем. Юго-восточные Пашаи в основном живут в верхней и нижней долине Даррай-Нур, Даменче и сланцах. Они встречаются в провинции Нангархар и в южной части провинции Лагман.

На Что Похожа Их Жизнь?

Очень немногие люди на самом деле называют себя Пашайи, скорее они называют себя Сафи, Кохистани или Нуристани. Пашайи, Дардийский язык, является их основным языком и имеет много диалектов. Юго-восточные Пашаи говорят на юго-восточном диалекте Пашаи, который непонятен другим носителям языка Пашаи. Уровень грамотности для их первого языка составляет менее одного процента, а уровень грамотности для их второго языка составляет от пяти до пятнадцати процентов. Считается, что Пашаи когда-то населяли северо-восточные равнины Афганистана, однако были вынуждены переселиться в горы, когда пуштуны вторглись в их районы. Пашаи в основном выращивают рис для тех, кто живет на более низких высотах, и пшеницу и кукурузу для фермеров и скотоводов, для тех, кто живет на более высоких высотах. Пашаи-племенной народ. Они часто возглавляются сельским советом, который является органом власти по вопросам, затрагивающим всю деревню. Совет состоит из членов расширенной семьи от каждой семейной единицы. Личные споры оставляются на усмотрение человека, который был каким-то образом задет, что часто приводит к вражде. Пашаи ценят мужественность и честь больше всего на свете. Идея идеального мужчины среди Пашаи - это человек, который является гордым воином, который верен своей семье, который опасен для своих врагов и который всегда готов к вражде, когда это необходимо. Культура Пашаи имеет богатую традицию песен и фольклора, которая передается из уст в уста. Песни часто поют об их культуре, и традиционно, во время сбора урожая, молодые люди в деревне отправляются в другие деревни, чтобы спеть песни, которые они сочинили в течение всего года. Каждый Пашайский мужчина носит с собой нож или пистолет.

Каковы Их Убеждения?

Пашаи приняли ислам в конце шестнадцатого века. Это мусульмане-сунниты ханафитской секты. Многие Пашаи имеют некоторые народные исламские обычаи, и нередко мужчины-Пашаи покидают свои общины, чтобы учиться у пакистанских или афганских святых мужей. Святыни, посвященные святым, находятся по всей их территории. Есть христианские аудиозаписи на этом языке.

Каковы Их Потребности?

Хотя физические потребности Пашаи ошеломляют, они бледнеют по сравнению с их духовными потребностями. Среди Пашаев или юго-западных Пашаев нет известных христиан. Немногие христианские ресурсы доступны на их языках, и никакие христианские миссии не имеют права въезжать в Афганистан, кроме как в качестве сотрудников по оказанию чрезвычайной помощи.

Молитвенные Пункты

* Попросите Господа спасти ключевых лидеров Пашайи, которые будут смело проповедовать Евангелие своему собственному народу.
* Молитесь, чтобы евангельская литература вскоре стала доступной для Пашаи.
* Попросите Бога послать медицинские бригады и работников гуманитарной помощи для удовлетворения физических потребностей Пашаи.
* Молитесь, чтобы законы Афганистана, ограничивающие проповедь Евангелия, вскоре были изменены.
* Попросите Бога поднять молитвенные команды, которые начнут разрушать неправильное основание Афганистана через ходатайство.
* Молитесь, чтобы среди Пашаев были посажены сильные поместные церкви.

 
 
Общая информация
Народное Имя Генерал Пашайи, Юго-Восток
Имя человека в стране Пашайи, Юго-Восток
Произношение ПУ-Ши
Натуральное Имя Юго-Восточный Пашайи
население мира 609 000
Всего Стран 1
Коренной ДА
Шкала Прогресса
Нереализованный ДА
Группа Пограничных Людей ДА
Нужны Пионеры-Рабочие 11
альтернативное имя Дарай-Нур; Пашай; Пашайи; Юго-Восточный Пашайи
Идентификатор человека 15025
Код ROP3 109456
 
Этническая принадлежность
Блок Аффинности Народы Южной Азии
Группа Людей Мусульманин Южной Азии-другое
группа людей Пашайи, Юго-Восток
Этнический Кодекс CNN25
 
География
Страна Афганистан
Регион Азия, Центральная
Континент Азия
Окно 10/40 ДА
Ранг Преследования 10 (рейтинг Open Doors топ-50, 1 = самый высокий рейтинг преследования)
Расположение в стране Провинция Нангархар: к северу от Шева; провинция лагман; район долины Алингар; верхняя и нижняя долины Даррай-Нур, Даменч, Сланцы (Шари). Источник:  Этнолог 2016
 
Карты 
Пашаи, юго-восток Афганистана
 
Языки
основной язык Пашай, Юго-Восток (547 000 ораторов)
код языка psi
Язык Написан Неизвестный
Всего Языков 1
 
Ресурсы
Основной Язык: Пашай, Юго-Восток
Статус Перевода Библии: Неуточненный
Тип ресурса Имя ресурса Источник
Аудиозаписи Аудио-библейское учение Глобальная сеть звукозаписи

 

Религия
Первичная Религия: Ислам
Религиозное Подразделение: Суннитский
Основная Религия  Процент
Буддизм
0.00 %
Христианство (Евангельское 0.00 %)
0.00 %
Этнические Религии
1.00 %
Индуизм
0.00 %
Ислам
99.00 %
нерелигиозный
0.00 %
Другое / Малое
0.00 %
Неизвестные
0.00 %

Источники:

https://joshuaproject.net/people_groups/15025/AF 

 

Мексика

Ме́ксика (исп. México [ˈmexiko]), официально — Мексика́нские Соединённые Шта́ты (исп. Estados Unidos Mexicanos) — государство в Северной Америке, на севере граничит с Соединёнными Штатами Америки, на юго-востоке — с Белизом и Гватемалой, на западе омывается водами Калифорнийского залива и Тихого океана, на востоке — водами Атлантического океана, Мексиканского залива и Карибского моря. Крупнейшая испаноязычная страна мира.

Этимология

О происхождении названия страны существует несколько гипотез, в том числе основанных на топонимических легендах. Согласно одной легенде, бог войны и покровитель страны Уицилопочтли имел тайное имя «Мецтли», или «Меши». В этом случае топоним «Мексика» будет означать «место Меши» или «земля войны».

Другая гипотеза основана на том, что название «Мексика» происходит от словослияния астекских слов mētztli («луна») и xīctli («пупок») и, таким образом означает «место в центре Луны», что может аллегорически означать местонахождение Теночтитлана в середине озера Тескоко.

Ещё одна гипотеза гласит, что название страны получено от Мектли, богини агавы.

Последние две версии отверг американский лингвист Фрэнсис Карттунен. По его мнению, окончательная форма «Mēxihco» отличается по длине гласных от обоих предполагаемых компонентов. Испанский миссионер и лингвист XVI века Бернардино де Саагун в своих трудах отмечал, что топонимия астекских языков полна мистицизма, и, в свою очередь, дал мистическую интерпретацию: Мексика может означать «центр мира» и во многих сочинениях она представлена как место, куда стекаются все водные течения, которые пересекают Анауак («мир» или «земля, окружённая морями») — в частности, на рисунках в кодексе Мендосы.

География

 Мексика на снимке из космоса
 
 Физическая карта Мексики

Будучи расположенной в Северной Америке (приблизительно 23° северной широты и 102° западной долготы), Мексика составляет бо́льшую часть Средней Америки. С точки зрения физической географии, территория восточнее перешейка Теуантепек, включая полуостров Юкатан (которая составляет около 12 % территории страны), расположена в Центральной Америке; с точки зрения геологии, Трансмексиканский вулканический пояс отделяет северный регион страны. Однако геополитически Мексика считается североамериканской страной. Полуостров Калифорния (длиной 1200 км) на западе страны отделён Калифорнийским заливом.

Общая площадь Мексики составляет 1 972 550 км², в том числе около 6 тыс. км² островов в Тихом океане (включая остров Гуадалупе и архипелаг Ревилья-Хихедо), Мексиканском заливе, Карибском море и Калифорнийском заливе. По площади территории Мексика занимает 13-е место в мире.

 Орисаба

На севере Мексика граничит с США (длина границы — 3141 км). К востоку от города Сьюдад-Хуарес до Мексиканского залива граница проходит по извилистой реке Рио-Гранде. Несколько естественных и рукотворных отметок определяют границу с США к западу от Сьюдад-Хуарес до Тихого океана. На юге Мексика граничит с Гватемалой (871 км) и Белизом (251 км).

Климат

Климат Мексики тропический и субтропический. Уровень осадков составляет 300—600 мм/год и меньше. В большинстве населённых областей южной части нагорья, в том числе в Мехико и Гвадалахаре, среднегодовой уровень осадков равен 600—1000 мм/год. Столбик термометра в областях севернее 24-й параллели, расположенных выше 2500 м над уровнем моря, колеблется от +2 °C зимой до +15 °C летом; в то же самое время на побережье ближе к югу температура постоянна и не опускается ниже +20 °C. Среднегодовая температура на прибрежных равнинах и полуострове Юкатан составляет от +24 °C до +28 °C.

Рельеф

Мексика пересечена с севера на юг двумя горными хребтами: Сьерра-Мадре Восточная и Сьерра-Мадре Западная, которые являются продолжением Скалистых гор Северной Америки. С востока на запад в центре страны проходит Трансмексиканский вулканический пояс, также известный как Сьерра-Невада. Четвёртый горный хребет Сьерра-Мадре Южная располагается между штатами Мичоакан и Оахака. Таким образом, большая часть центральной Мексики и северные территории расположены на больших высотах. Самые высокие горы находятся на Трансмексиканском вулканическом поясе: пик Орисаба (5700 м), Попокатепетль (5462 м), Истаксиуатль (5286 м) и Невадо-де-Толука (4577 м). Три крупные городские агломерации расположены в долинах между этими четырьмя высотами: Толука-де-Лердо, Мехико и Пуэбла-де-Сарагоса.

История

Свидетельства пребывания человека на территории Мексики относятся по меньшей мере к XX тысячелетию до н. э. В середине I тысячелетия до н. э. в Центральной и Южной Мексике складываются оседлые культуры.

Человеческое жертвоприношение. Индейское изображение из Кодекса Мальябекки
 Человеческое жертвоприношение. Индейское изображение из Кодекса Мальябекки

В XII—V вв. до н. э. на территории Мексики процветала культура ольмеков, оказавшая значительное влияние на формирование более поздних классических цивилизаций. Расцвет этих цивилизаций пришёлся на IV—IX вв. н. э.; это были культуры Теотиуакана, сапотеков, тотонаков, тольтеков, майя. К достижениям майя относятся иероглифическое письмо, развитые архитектура и декоративно-прикладное искусство, обширные познания в математике и астрономии, точный календарь. В XII веке в Центральной Мексике появляются ацтеки; покорив многие обитавшие там племена, они создали могущественную империю.

В 1517 году началось целенаправленное исследование и завоевание Мексики европейцами. Испанцы послали к берегам Мексиканского залива три экспедиции. Первую в 1517 году возглавил Франсиско Эрнандес де Кордоба, вторую в 1518 году — Хуан де Грихальва и третью в 1519 году — Эрнан Кортес, покоритель империи ацтеков. В 1522 году испанский император Карл V утвердил последнего в качестве генерал-капитана и губернатора завоёванных земель, передав в его владение земли площадью 64 750 км² со 100 000 проживавших на них индейцев.

 Мигель Кабрера, 1763 r.

В 1528 году власть Кортеса была ограничена, в Мексику была прислана аудиенсия — административно-судебная коллегия, подчинявшаяся непосредственно королю. В 1535 году Мексика вошла в состав вновь созданного вице-королевства Новая Испания. С 1521 по 1821 гг. Мексика оставалась колониальным владением Испании. Её хозяйство было основано на эксплуатации индейцев, вынужденных работать на отобранных у них землях и на рудниках. Экономика Новой Испании подчинялась интересами метрополии, её важнейшей отраслью стала добыча драгоценных металлов.

Недовольство различных слоёв населения дискриминацией и политическим бесправием с одной стороны и события на европейском континенте, борьба английских колоний в Северной Америке за независимость, проникновение в Латинскую Америку прогрессивных идей — с другой послужили причиной крестьянских волнений 1810 года, которые привели Мексику к десятилетней войне за независимость. Среди вожаков повстанцев выделялись священники Мигель Идальго-и-Костилья и Хосе Мария Морелос — оба были схвачены и казнены. В конце войны освободительное движение возглавил Агустин де Иту́рбиде.

24 августа 1821 года представители испанской короны и Итурбиде подписали Кордовский договор, в котором признавалась независимость Мексики в соответствии с положениями «Плана Игуала». 27 сентября освободительная армия вошла в Мехико, а 28 сентября в столице была обнародована «Декларация независимости Мексиканской империи».18 мая 1822 года народ и гарнизон города Мехико провозгласили Итурбиде мексиканским императором, и он вступил на престол под именем Агустина I (Августина I). В марте 1823 года империя пала — Мексика становится республикой.

В 1835 году мексиканский штат Техас начинает войну за независимость. В результате проигранного мексиканцами решающего сражения 1836 года Республика Техас добилась отделения, и вскоре (в 1845 году) вошла в США.

В 1841—1848 годах на одноимённом полуострове существовала Республика Юкатан, которая объявила об отделении от Мексики. В 1845 вспыхнуло восстание в Калифорнии, повстанцы объявили о создании собственного правительства.

Весной 1846 года на мексиканскую территорию вторглись войска США. К осени 1847 года американцы захватили обширную область и столицу — Мехико. Конец войне положил договор Гуадалупе-Идальго, подписанный 2 февраля 1848 года. К США отошли Верхняя Калифорния, Новая Мексика и части земель других штатов; это составило более половины всей площади Мексики.

 Американо-мексиканская война: в сентябре 1847 г. американцы заняли Мехико

В 1854—1860 гг. проходят буржуазная революция и гражданская война между мексиканскими консерваторами и либералами во главе с Бенито Хуаресом. Конфликт окончился безоговорочной победой последних.

В 1861 году Великобритания, Франция и Испания, поддерживаемые мексиканскими консерваторами, предприняли интервенцию в Мексику. В 1862 году их коалиция распалась, но в Мексике остались войска Франции. Её армия заняла ряд штатов и вступила в Мехико. Страна была объявлена империей во главе с монархом — Максимилианом I. Поскольку захватчиков поддержало лишь незначительное меньшинство мексиканцев, в 1867 году Наполеон III, имея более амбициозные планы в Европе и опасаясь вмешательства США, вывел из Мексики французские войска. В 1867 году силы Максимилиана I были разбиты, а он сам осуждён и расстрелян.

В 1876 году, произведя переворот, к власти пришёл генерал Порфирио Диас, управлявший страной более 30 лет; оборотной стороной экономических успехов его правления явилась высокая социальная напряжённость. В 1910 году началась гражданская война, окончившаяся принятием Конституции 1917 года. 1920-е годы отмечены революционным каудилизмом, в особенности это выразилось в период нахождения у власти Плутарко Кальеса.

 Президент Мексики Плутарко Элиас Кальес

В 1934 году президентом становится Ласаро Ка́рденас, известный национализацией собственности, принадлежавшей иностранным нефтяным компаниям. В 1940-х годах начинается экономический подъём, окончившийся кризисом 1980-х годов, вызванным падением цен на нефть. В середине 1980-х страна переходит к неолиберальным реформам. В 1994 году начинается восстание сапатистов, выступавших против неолиберализма. В результате инвесторы стали с осторожностью относиться к вложению своих денег в нестабильном регионе, что привело в этом же году к новому финансово-экономическому кризису.

В 2000 году в Мексике прошли выборы, положившие конец многолетней гегемонии Институционно-революционной партии (ИРП), победу одержал представитель ПНД Висенте Фокс. Но 1 июля 2012 года президентом страны вновь был избран кандидат от ИРП — Энрике Пенья Ньето, который вступил в должность 1 декабря 2012 года.

С 2000-х годов усилились вооружённые столкновения наркокартелей с официальными властями страны.

Политика

Президент

 Энри́ке Пе́нья Нье́то

10 июля 2006 в Мексике состоялись очередные президентские выборы. Победил кандидат от правящей Партии национального действия Фелипе Кальдерон, получивший 14 981 268 голосов (35,88 %). За его основного соперника, лидера оппозиционной Революционно-демократической партии Андреса Мануэля Лопеса Обрадора, проголосовали 14 745 262 избирателя (35,31 %).

В сентябре 2006 Федеральный избирательный трибунал Мексики признал Фелипе Кальдерона избранным президентом. Новый президент вступил в свою должность 1 декабря 2006 на шесть лет.

1 июля 2012 года состоялись очередные выборы президента Мексики, на которых победил Энрике Пенья Ньето (вступил в должность 1 декабря 2012 года).

1 июля 2018 года на выборах избран Президентом Мексики кандидат от коалиции «Вместе мы сделаем историю (англ.)» Андрес Мануэль Лопес Обрадор (вступил в должность 1 декабря 2018 года).

Парламент

Двухпалатный Конгресс — Сенат (128 мест, избираются на 6-летний срок) и Палата депутатов (500 мест, избираются на 3-летний срок).

Политические партии

Левые
  • Партия труда (PT) — коммунистическая / левосоциалистическая
  • Движение национального восстановления — левосоциалистическая
Левый центр
  • Партия демократической революции (PRD) — социал-демократическая
  • Гражданское движение (бывшая Конвергенция) — социалистическая
Центр
  • Институционно-революционная партия (PRI) — широкая центристская
Правый центр
  • Партия новый альянс (PNA) — неолиберальная
  • Экологическая зелёная партия (PVEM) — консервативная экологистская
  • Партия национального действия (PAN) — консервативная
Крайне правые
  • Националистический фронт Мексики (FRENAMEX) — продолжает традиции ультраправого движения Tecos

Внешняя политика

Основными принципами внешней политики Мексики являются уважение международного права и юридического равенства государств, признание суверенитета и независимости государств, невмешательство во внутренние дела других стран, мирное урегулирование конфликтов и содействие коллективной безопасности посредством участия в международных организациях. Традиционно внешняя политика Мексики определялась предрасположенностью к левым, про-революционным и националистическим кругам. Демонстрируя независимость от внешней политики Соединённых Штатов, Мексика поддерживала кубинское правительство в 1960-х годах, Сандинистскую революцию в Никарагуа в конце 1970-х годов и левые революционные группы в Сальвадоре в 1980-х годах.

Население

Численность населения — 133 140 936 человек по оценке на декабрь 2018 года. Самоназвание — мексиканцы (исп. mexicanos).

Годовой прирост — 1,1 % (уровень эмиграции — 0,4 %, фертильность — 2,3 рождения на женщину).

Средняя продолжительность жизни: 73 года у мужчин, 79 лет у женщин.

Возрастной состав: от 0 лет до 14 лет — 28,7 %, от 15 лет до 64 лет — 64,9 %, 65 лет и старше — 6,4 % (на 2010 год).

Этнорасовый состав: европеоиды — 67 млн, смешанные — 48 млн, индейцы — 15 млн, африканцы — 5 млн.

Религии: католики — 76,5 %, протестанты — 4,9 % (в том числе пятидесятники из Ассамблей Бога — 1,4 %), атеисты — 3,1 %, свидетели Иеговы — 1,1 % (1,91 % на 2011 год), неопределившиеся — 13,8 %, другие религии — 0,3 % (по переписи 2000 года).

Несколько тысяч мексиканцев являются православными христианами в юрисдикции Православной Церкви в Америке.

Языки: 92,7 % населения говорят только по-испански, 5,7 % — на испанском и каком-либо индейском языке, 0,8 % знают только язык местных индейцев (оценка 2005 года).

Грамотность: 92 % мужчин, 89 % женщин, общая грамотность — 91 % (оценка 2004 года).

Городское население — 77 % (в 2008 году).

Заражённость вирусом иммунодефицита (ВИЧ) — 0,3 % (оценка 2007 года). Общее количество заражённых ВИЧ — 200 тыс. человек (30-е место в мире).

Как выглядят преследования в Мексике? Какова жизнь христиан?

Растущее присутствие преступных групп и их борьба за территориальный контроль создают среду, в которой христиане - и особенно христианские лидеры - сталкиваются с постоянным риском стать мишенью для насилия. Христиане воспринимаются как угроза преступной деятельности, потому что они выступают против коррупции и употребления наркотиков или потому, что они открыто отвергают любые требования или просьбы преступных организаций. Христиане, открыто заявляющие о надежде на Иисуса перед лицом торговли наркотиками и насилия, часто становятся жертвами банд, стремящихся устранить любые препятствия в их стремлении к контролю.

В общинах коренных народов любой, кто решает отказаться от религиозных убеждений или синкретических обычаев общины, часто сталкивается с отказом и наказанием в виде штрафов, лишения свободы или принудительного перемещения.

Наконец, увеличилось количество насильственных и дискриминационных действий в отношении христиан со стороны людей, которые считают, что христиане являются фанатиками, ксенофобами или выступают против прав женщин. Протестующие нападают на церкви и изрисовывают их граффити, а сообщения с мест предполагают, что открытость христианской этике в общественной сфере снижается, хотя предполагается, что Мексика ценит плюрализм.

Познакомьтесь с «пастором Хенаро»

«Были миссионеры, которые поднялись в горные районы и вернулись обратно, сожалея об этом. Чем ближе вы подходите к тому, что люди в этих областях называют «горячими точками», жизнь становится намного труднее. Вы рискуете своей жизнью и жизнями своих близких. Пока я был там, я слышал много грустных историй ».

Что изменилось в Мексике?

Мексика вошла в список Всемирного наблюдателя на 2021 год после того, как в прошлом году не вошла в топ-50. Вероятно, это связано с ростом незаконной деятельности, которая напрямую бросает вызов христианам и христианскому учению. Торговцы наркотиками и банды мстят христианским лидерам и преследуют их за противодействие их преступной деятельности, а во время пандемии COVID-19 их контроль над некоторыми частями Мексики усилился. Точно так же общины коренных народов, которые выступают против обращенных в христианство, укрепили свою автономию во время кризиса с коронавирусом, что усложнило жизнь этим последователям Иисуса. И, наконец, мексиканское общество, похоже, усиливает приверженность секуляризму вместо плюрализма. Часто христианские взгляды не приветствуются в общественной сфере.

Кто наиболее уязвим для преследований?

Криминальные сети распространились по всей Мексике. Хотя в Мексике по-прежнему существуют два основных картеля, есть и другие - по крайней мере 17 преступных групп - которые имеют значительное  присутствие в стране. Это не включает новые или разрозненные группы, которые также преследуют христиан, потому что они воспринимают христиан как угрозу интересам своей группы.

Преследования христиан внутри коренных общин происходят, в частности, в южной части страны. И неприятие христианских взглядов на публичных площадях становится все более серьезной проблемой по всей Мексике.

Чем Open Doors помогает христианам в Мексике?

Служение Open Doors в Мексике работает над тем, чтобы внести структурные изменения в ситуацию преследований в Мексике, помогая найти решения духовным и материальным потребностям преследуемых верующих. Open Doors также помогает мексиканской церкви напрямую обращаться с теми, кто страдает от преследований.

Молитесь за Мексику

  • Молитесь за христианских лидеров, которые так рискуют, чтобы служить своим церковным общинам в местах, где они становятся мишенью организованных преступников. Просите Бога избавить их от насилия и позаботиться о всей их семье и церкви, чтобы справиться с насилием и травмами.
  • Молитесь за христиан, которые изменили систему убеждений своего сообщества. Молитесь о смягчении сердец среди местных руководителей, о том, чтобы христиане были в безопасности и могли быть светом для надежды Христа посреди мрачной ситуации.
  • Молитесь за христиан, пытающихся понять, как они вписываются в мексиканское общество. Просите Бога дать им сострадание и мужество, поскольку они рискуют своей жизнью и средствами к существованию, чтобы ходить в вере.

Административное деление

Мексика административно делится на 31 штат (исп. estados) и один федеральный округ (исп. Distrito Federal), в совокупности называющиеся федеративными образованиями (исп. Entidades federativas).

Экономика

Куаутемок и кони конкистадоров на песо 1988
 

Экономика

 Мехико

Мексика — индустриально-аграрная страна, одна из наиболее экономически развитых в Америке. Производится добыча нефти, природного газа (одно из ведущих мест в Америке), железной руды, серы, руд сурьмы, ртути и графита.

Мексика — один из ведущих в мире производителей и экспортёров плавикового шпата. В обрабатывающей промышленности наиболее развиты чёрная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, хлопчатобумажная, пищевкусовая отрасли.

Нефтепереработка развита недостаточно; являясь одним из крупнейших мировых экспортёров нефти, Мексика импортирует нефтепродукты.

В сельском хозяйстве преобладает растениеводство: кукуруза, пшеница, соя, рис, бобы, хлопчатник, кофе, фрукты, помидоры. Развиты лесозаготовки.

Внешняя торговля

Мексика входит в Североамериканскую зону свободной торговли (NAFTA), созданную в 1994—2008 годах. В результате, за 1993—2013 годы экспорт Мексики в США вырос с 49,5 млрд долларов до 277,7 млрд долларов, а в Канаду с 3,3 млрд долларов до 25,5 млрд долларов. А стоимость импорта за этот период увеличилась из США с 50,8 млрд долларов до 216,3 млрд долларов, а из Канады с 0,8 млрд долларов до 5,4 млрд долларов.

Экспорт (357 млрд долларов (в 2011 году)): электронное оборудование, автомобили и детали для них, нефть и нефтепродукты, золото и металлы.

Основные получатели — США (71 %), Канада (6,5 %), Китай (2,1 %), Колумбия (1,7 %), Германия (1,6 %).

Импорт (280 млрд долларов (в 2011 году)): промышленное оборудование, автомобили и детали автомобилей, авиационная техника, электронное оборудование.

Основные поставщики — США (57 %), Канада (9 %), Китай (4,9 %), Германия (2,6 %), Бразилия (2,3 %).

Наркобизнес

В Мексике широко развиты производство и торговля наркотиками. Страна является главным транзитным узлом отправки наркотиков в США.

Мексиканские наркокартели существуют уже несколько десятилетий. До 1980-х годов роль Мексики заключалась в транзите наркотиков из Колумбии в Северную Америку, но постепенно стало расширяться и собственное производство. Мексиканские наркокартели усилились после распада в 1990-х годах колумбийских наркокартелей — Медельинского и Кали. Наркокартелям в их деятельности оказывают помощь многие государственные структуры Мексики. В конфликтах с официальными властями страны на стороне наркокартелей принимают участие не только полицейские, но и офицеры армии.

По структуре наркобизнеса Мексика заметно отличается от стран Андского треугольника. Она занимает четвёртое место в латинской Америке по суммарному производству наркотиков растительного происхождения и сильно опережает остальные страны по производству синтетических наркотиков. Наряду с Колумбией, Мексика занимает ведущие позиции в регионе по выращиванию опийного мака и производству героина.

В настоящее время Мексика является основным иностранным поставщиком каннабиса, кокаина и метамфетамина в США, а мексиканские наркокартели доминируют на оптовом незаконном рынке наркотиков в США.

Культура

 Мехико. Бульвар реформ и парк Чапультепек

Литература

Доколумбова эпоха

Из доколумбовой эпохи до нас дошли образцы лирической и эпической поэзии коренных народов Мезоамерики.

Конкиста и колониальный период

 Битва за Теночтитлан. Картина неизвестного художника, вторая половина XVII века

Первые образцы собственно мексиканской литературы — хроники конкисты. Наиболее яркими представителями этого жанра были конкистадоры Эрнан Кортес и Берналь Диас дель Кастильо, монахи Бернардино де Саагун, Торибио Мотолиния и Хуан де Торквемада.

Самым заметным из произведений, написанных в первые десятилетия пребывания испанцев на территории нынешней Мексики, является «Всеобщая история о делах Новой Испании» Бернардино де Саагун, которому он посвятил всю свою жизнь. Это произведение написано на языках нахуатль и испанском и включает в себя описание цивилизации майя.

Первым художественным произведением мексиканской литературы стала поэма Бернардо де Бальбуэны «Великолепие Мексики» (1604 год).

В XVII веке среди представителей так называемой «учёной поэзии» выделяются три фигуры: Карлос Сигуэнса-и-Гонгора, поэтесса Хуана Инес де ла Крус и Хуан Руис де Аларкон.

К концу XVIII века, с назреванием протеста против колониального режима Испании, тенденция самоутверждения нашла выражение в таких произведениях, как поэма «Сельская Мексика» (1781) Р. Ландивара и «Древняя история Мексики» (1780—1781) Франсиско Клавихеро.

Период войны за независимость и становления Мексиканского государства в XIX веке

Представители: революционный классицизм — А. Кинтана Роо (1787—1851); романтизм и костумбризм — М. Акунья (1849—1873), Г. Прието (1818—1897), М. Пайно (1810—1894), Л. Инклан (1816—1875), Х. Т. де Куэльяра (1830—1894), И. М. Альтамирано (1834—1893), Хосе Хоакина Фернандеса де Лисарди (1776—1827).

Литература конца XIX — XX веков

Представители: модернизм — Сальвадор Диас Мирон (1853—1928), Мануэль Гутьеррес Нахера (1859—1895), М. Х. Отон (1858—1906), Амадо Нерво (1870—1928); натурализм — Х. Лопес Портильо-и-Рохас (1850—1923), Ф. Гамбоа (1864—1939), Э. Фриас (1870—1925), А. дель Кампо (1868—1908); реализм — Мариано Асуэла (1873—1952), Мартин Луис Гусман (1887—1976), Грегорио Лопес-и-Фуэнтес (1897—1966), Хосе Рубен Ромеро (1880—1952), Агустин Яньес (1904—1980), Х. Мансисидор (1895—1956); поэзия — Р. Лопес Веларде (1888—1921), Энрике Гонсалес Мартинес (1871—1952), К. Пельисер (1897—1977), Хавьер Вильяуррутия (1903—1950); культурфилософия — Хосе Васконселос (1881—1959), Альфонсо Рейес (1889—1959), Антонио Касо (1883—1946), Самуэль Рамос (1897—1959).

Современная мексиканская литература

Представители: Хуан Хосе Арреола (1918—2001), Хуан Рульфо (1918—1986), Карлос Фуэнтес (1928—2012), Фернандо дель Пасо (1935—2018).

В 1990 году мексиканский поэт и эссеист Октавио Пас был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мексика

https://www.opendoorsusa.org/christian-persecution/world-watch-list/mexico/

 

Таджикский язык

Таджи́кский язы́к (тадж. забо́ни тоҷикӣ [zaˈbɔni tɔd͡ʒiˈki], также форси́и тоҷикӣ́, forsii tojikī, [fɔrˈsiji tɔd͡ʒiˈki] «таджикский фарси) — язык таджиков стран Средней Азии, государственный язык Таджикистана. Многими лингвистами признаётся подвидом или этнолектом персидского языка. Проблема «язык или диалект» применительно к таджикскому языку имела также политическую сторону. Большую роль в признании самостоятельности таджикского языка сыграл Садриддин Айни. Принадлежит к иранской ветви индо-иранских языков индоевропейской семьи. Вместе с материально очень близким или одинаковым литературным идиомом таджиков Афганистана, официально называемым «языком дари» (который фактически является вариантом таджикского языка и почти от него не отличается), входит в восточную зону новоперсидского диалектного континуума и рассматривается как северо-восточный вариант персидского языка. Взаимопонимание между носителями таджикского и персоязычными жителями Афганистана и Ирана возможно до сих пор.

Распространён на основной территории Таджикистана, в Горно-Бадахшанской автономной области до Ванджского района, анклавами в некоторых районах Узбекистана (прежде всего, в Самарканде и Бухаре, Сохский район а также в восточной части Сурхандарьинской области) и юга Киргизии.

«Таджики», проживающие в юго-западной части Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, на самом деле являются представителями памирских народов, говорящих на ваханском и сарыкольском языках памирской группы иранских языков и таджикского языка обычно не знают. В Китае сарыкольский язык официально называется «таджикским».

Расхождения с западным вариантом персидского языка фиксируются примерно в XV веке. Литературный таджикский язык значительно отличается от персидского языка только фонетически, а введение в 1939 году алфавита на основе кириллицы ещё более закрепило эти различия. Таджикский язык сравнительно с персидским отличается бо́льшей архаичностью лексики и отдельных фонетических явлений, несколько лучше сохраняя наследие классического периода (IX—XV веков). С другой стороны, разговорная речь в какой-то степени подверглась тюркскому (прежде всего, узбекскому), а с XX века — ещё и русскому лексическому влиянию.

Происхождение названия

Термин «таджикский язык» представляет собой неологизм, вошедший в обиход в начале 20-х годов XX века при формировании советских республик Средней Азии. Начиная с VII—IX веков и вплоть до вышеуказанного времени как по отношению к литературной форме новоперсидского языка, так и применительно к многочисленным его диалектам и говорам, бытовавшим на обширной территории Ирана, Афганистана и Средней Азии, употреблялось единое название زبان فارسی (тадж. забони форсӣ), то есть «персидский язык».

История

Ранний новоперсидский язык (darī, pārsī-yi darī), продолжающий разговорное среднеперсидское койне, распространяется (изначально в качестве лингва-франка) в городах Бактрии и Согдианы уже при поздних Сасанидах. В арабском завоевании Средней Азии в VIII в. активно участвовали новообращённые в ислам персоязычные выходцы из Хорасана, в результате чего распространение в регионе новоперсидского, одного из языков завоевателей и нового господствующего класса (наряду с арабским), значительно усилилось. Став языком исламской проповеди в Средней Азии, язык дари и первая литература на нём оказались под покровительством иранской династии Саманидов (IX—X вв.) с центром в Бухаре. В результате новоперсидский в течение двух-трёх столетий вытесняет местные восточноиранские языки (согдийский, бактрийский и другие) на большей части территории Средней Азии. Реликты последних сохраняются только в отдалённых горных долинах, где они также постепенно подвергались замещению таджикским на протяжении последнего тысячелетия вплоть до XIX века, когда на Памире на глазах истории вымер старованджский язык. Общим названием оседлого персоязычного населения Средней Азии стал экзоэтноним «таджик», хотя язык среднеазиатских таджиков продолжал называться словом «фарси» вплоть до XX века.

Вторжения в Среднюю Азию многочисленных тюркских, а затем и монгольских племён повлекли за собой разрыв единого континуума среднеазиатского фарси с западными диалектами Хорасана и Западного Ирана и привели к тюркизации многих областей региона. Быстрее всего переходило на тюркский язык (предок современного узбекского) население сельских низменных областей, более устойчивыми персидские диалекты оказались в городских центрах и особенно в предгорных и горных областях. В ряде предгорных областей с плотным таджикским населением известны обратные случаи перехода тюркских племён на персидскую речь.

Тем не менее, позиции фарси — прежде всего, как языка канцелярии и культурной жизни — оставались всё ещё достаточно сильны. Для Средней Азии до XIX — начала XX веков. было характерно широкое персо-тюркское двуязычие, приведшее к существенным изменениям в обоих языках и придавшее таджикскому и узбекскому языку черты конвергентного схождения.

После завоевания Российской империей значительной части Средней Азии (60-е года XIX века) районы расселения таджиков оказались разделены между собственно владениями России, Бухарским эмиратом (под протекторатом России) и Афганским эмиратом. После революции в Бухаре в 1920 году и вхождения Средней Азии в состав СССР советскими властями при поддержке местной интеллигенции развёртывается политика по созданию наций нового образца, частью которой было и создание новых литературных норм. В рамках этого процесса, затронувшего и таджиков, проводился курс на демократизацию языка и внедрение грамотности в широкие слои населения.

Новая литературная норма была названа неологизмом «таджикский язык» (забони тоҷикӣ). Она разрабатывалась, прежде всего, группой литераторов из Бухары и Самарканда во главе с Садриддином Айни и основывалась на северотаджикских говорах. Таджикский язык был провозглашён официальным в новообразованной Таджикской АССР в составе Узбекской ССР, с 1929 года преобразованной в отдельную союзную республику.

С 1922 года в соответствии с языковой политикой СССР начинается процесс перевода таджикского языка с традиционной арабо-персидской письменности на латинскую графику, завершённый к 1936 г. Однако уже в 1939 г. началась новая реформа письменности, когда язык переводится на кириллическую графику.

Создание для таджиков собственного территориального образования с центром в новом городе Душанбе значительно укрепило позиции таджикского языка на этой территории, где значительное узбекоязычное меньшинство продолжает присутствовать до сих пор. Наоборот, на территории Узбекистана, где после размежевания также оказалось множество таджиков, позиции таджикского, почти лишённого здесь государственной поддержки, окончательно пошатнулись, и процессы ассимиляции резко ускорились.

Значительное влияние русского языка начинает проявляться с 50-х годов как результат индустриализации и урбанизации республики, массового расселения русскоязычных в Таджикистане. С 1991 года из-за оттока русских из Таджикистана влияние русского в республике значительно ослабло, однако русский язык продолжает оказывать его — прежде всего через речь трудовых мигрантов в России.

С 80-х годов таджикская интеллигенция и власти разворачивают деятельность по реперсизации языка, которая заключается в замене русизмов (иногда и тюркизмов) на слова из фарси Ирана, возобновлении связи с персоязычными в других странах (Афганистан, Иран), введении в школах преподавания арабо-персидской графики и даже возвращении к арабо-персидской вязи.

Распространение и статус

К северу от бывшей советской границы таджикские говоры распространены на территории Таджикистана в большинстве его районов. Исключение составляет Горно-Бадахшанская автономная область, где сплошной таджикский ареал заканчивается в долине Ванча (Ванджа), а далее вверх по реке Пяндж распространены, прежде всего, памирские языки, хотя таджикоязычные кишлаки встречаются в Ишкашимском районе (области Горон и Вахан). На севере (повсеместно, кроме верховий Зеравшана) и западе республики (вплоть до линии Душанбе — Куляб) значительны анклавы узбекоязычного населения.

Анклавы таджикского населения широко распространены в основной (восточной) части Узбекистана — прежде всего, в периферийных предгорных районах в Самаркандской, Сурхандарьинской, Кашкадарьинской, Навоийской (Нурата), Ташкентской (Бурчмулла), Наманганской (Чуст, Касансай), Андижанской, Ферганской областях. Исключение составляют оазисы Самарканда и Бухары, где таджикский является языком коренного населения крупных городских центров. Группы таджиков также имеются в Баткенской области Киргизии в приграничных местностях с Таджикистаном. На окраине города Ош имеется поселение Лёлю-мааля народности люли, также говорящей на таджикском языке.

Таджикский язык является государственным языком Республики Таджикистан, языком СМИ, обучения в школах и вузах этой страны, включая ГБАО. В Узбекистане и Киргизии официального статуса не имеет, таджикские школы и культурные центры сосредоточены прежде всего в Самарканде и Бухаре. Основные центры изучения таджикского языка расположены в Душанбе, Самарканде и Москве.

В качестве второго языка и языка межэтнического общения таджикский широко используется памирскими народностями (разговорный таджикский традиционно называется на Памире форсӣ), а также большинством узбеков Таджикистана и, в значительной степени, узбеками и другими национальностями в Самарканде и Бухаре. Почти все таджики Узбекистана и многие таджики севера и запада Таджикистана владеют узбекским языком как вторым.

Диалекты

Благодаря исследованиям советских иранистов и таджиковедов было составлено достаточно подробное диалектологическое описание таджикских говоров, чем, к примеру, не могут до сих пор похвастаться фарси Ирана и дари Афганистана. В настоящее время известно более 50 таджикских говоров. Они делятся на четыре большие группы:

  1. Северные
    • Собственно северные: Северный Таджикистан (Худжанд, Исфара, Истаравшан, Пенджикент), Варзоб и окрестности Душанбе, Узбекистан (Самарканд, Бухара, Нурата, Сурхандарьинская, Кашкадарьинская, Наманганская области и Сохский район), сюда же относится диалект бухарских евреев (еврейско-таджикский диалект).
    • Центральные: Айнинский район, Матча, (верхний Зеравшан Таджикистан)
    • Переходные: верхний Чирчик (Бурчмулла), североферганский, южноферганский (Узбекистан), Баткенская и Ошская области (Кыргызстан).
  2. Южные
    • Собственно южные: к югу и востоку от Душанбе (Хатлонская область, Раштский район), бадахшанский диалект таджикоязычных кишлаков Памира. Непосредственное продолжение южных диалектов — диалекты севера Афганистана за рекой Пяндж.
    • Юго-восточные: дарвазский диалект (Дарвазский и Ванджский районы Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана).
    • Переходные: вахиоболинский диалект.
  3. юго-восточная (дарвазская) группа;
  4. центральная (верхнезеравшанская) группа.

Важной тенденцией в развитии современного таджикского языка, особенно его устной формы, является изменение его диалектной ориентации. Если в советскую эпоху норму таджикского языка задавали говоры Северного Таджикистана, что является ближе к литературному языку, то с приходом к власти выходца из Кулябской области Эмомали Рахмона наибольший авторитет в стране приобрёл южный диалект в его кулябском варианте, который стал преобладать в публичных выступлениях политических деятелей, а также проникать в СМИ и на телевидение. Расхождения между говорами не нарушают общего взаимопонимания у их носителей.

Письменность

Со времён завоевания Арабским халифатом Средней Азии система письменности таджикского языка была основана на арабском алфавите, а в 1929 году, в связи с новым укладом таджикской государственности, была переведена на латиницу. В современном таджикском языке используется кириллица. Кириллический таджикский алфавит, впервые введённый в 1940 году, приобрёл современный вид в 1998 году:

Современный таджикский алфавит
А а Б б В в Г г Ғ ғ Д д Е е Ё ё Ж ж З з И и Ӣ ӣ
[a] [b] [v] [ɡ] [ʁ] [d] [e][je] [jɔ] [ʒ] [z] [i] [ˈi]
Й й К к Қ қ Л л М м Н н О о П п Р р С с Т т У у
[j] [k] [q] [l] [m] [n] [ɔ] [p] [r] [s] [t] [u]
Ӯ ӯ Ф ф Х х Ҳ ҳ Ч ч Ҷ ҷ Ш ш Ъ ъ Э э Ю ю Я я
[ɵ] [f] [χ] [h] [tʃ] [dʒ] [ʃ] [ʔ] [e-] [ju] [ja]

Современный таджикский алфавит насчитывает 35 букв и основан на русском алфавите (за вычетом четырёх букв для звуков, не присущих таджикской фонологии) с добавлением шести диакритических букв для звуков, отсутствующих в русском языке:

Описание Г с чертой И с макроном К с хвостиком У с макроном Х с хвостиком Ч с хвостиком
Таджикская буква Ғ Ӣ Қ Ӯ Ҳ Ҷ
Фонема [ʁ] [ˈi] [q] [ɵ] [h] [dʒ]

Несмотря на одинаковый способ образования Ӣ и Ӯ, функции двух этих графем кардинально различаются. Если Ӯ обозначает отдельную фонему /ɵ/, то Ӣ означает ту же фонему, что и И /i/, но используется в конце слова для ударного -и́, чтобы отличить его от безударного -и в изафете: дӯстӣ /dɵsˈti/ «дружба», но дӯсти ман /ˈdɵsti man/ «мой друг». Если к слову на -ӣ добавляется изафет или другая энклитика, то -ӣ меняется на -и: дӯстии мо /dɵsˈtiji ˈmɔ/ «наша дружба», дӯстию меҳрубонӣ /dɵsˈtiju mehrubɔˈni/ «дружба и любезность».

Таджикский алфавит сохраняет традиционные йотированные буквы русского алфавита: Ё, Ю, Я для йотированных О, У и А, соответственно. В начале слов и после гласных их употребление аналогично русскому. После согласных (после изъятия из азбуки в 1998 г. буквы Ь) йотированная буква не обозначает отсутствующее в таджикском смягчение согласных, а сохраняет йотацию: дарё /darˈjɔ/ «река», чоряк /tʃɔrˈjak/ «четверть». Буква Ё в таджикском языке, в отличие от русского, на письме не может быть заменена на Е.

Особое положение занимают буквы Е и Э. Фонема [e] обозначается в начале слова нейотированной буквой Э, однако для позиции после согласного она обозначается буквой Е: Эрон /eˈrɔn/ «Иран», мех /meχ/ «гвоздь». При этом в позиции в начале слова (встречается только в заимствованиях) и после гласных Е, как и в русском, приобретает йотацию: ем /jem/ «фураж», оед /ɔˈjed/ «приходите». Похоже функционирует графема И, после гласных обозначая /ji/: дӯстии мо /dɵsˈtiji mɔ/ «наша дружба».

Фонема /ɵ/ после /j/ может встречаться только в узбекизмах, для этого сочетания особой буквы не предусмотрено: йӯрға /jɵrˈʁa/ «иноходь». Аналогично передаётся сочетание /ji/ в начале слов (узбекизмов): йигит /jiˈgit/ «парень», «джигит».

Буква Ъ используется в таджикском для обозначения гортанной смычки /ʔ/ в арабизмах, которая в разговорной речи часто заменяется на удлинение предшествующей гласной: баъд /baʔd/ > [baːd] «после».

В таджикском обществе после распада СССР ведутся споры об отказе о кириллицы, однако официально Министерство образования и науки не видит необходимости в переходе на персидский шрифт.

Лингвистическая характеристика

По своему грамматическому строю таджикский язык принадлежит к числу языков аналитического типа и, в отличие от древнеперсидского языка, не имеет системы флективных форм. Отношения между словами выражаются не при помощи падежей, а через синтаксис: предлоги, послелоги, изафет, порядок слов в предложении и др.

Фонетика и фонология

Таджикская фонология существенно отличается от персидской, но зато почти идентична узбекской благодаря длительному субстратному и адстратному взаимодействию с узбекским языком. При этом влияние таджикского на узбекский здесь оказалось сильнее, что, в частности, повлекло утрату в узбекском общетюркского сингармонизма.

Гласные

Вокализм литературного таджикского, основанный на северных диалектах:

  Передние Средние Задние
Верхний подъём и
/i/
  у
/u/
Средний подъём е
/e̞/
ӯ
/ɵ/
о
/ɔ/
Нижний подъём а
/a/
 

Звуки и, у и а являются «неустойчивыми» и подвергаются редукции в неударных слогах. Звуки е, ӯ и о — «устойчивые», на их длительность отсутствие ударения не влияет. Е и ӯ продолжают маджхулы («неизвестные» — с точки зрения арабского) классического персидского языка — долгие ē и ō, совпавшие в фарси Ирана с ī и ū, соответственно. Также они выступают как аллофоны и и у перед ҳ (/h/) и ъ (/ʔ/), если последние закрывают слог. Наоборот, в звуках и и у совпали краткие и долгие фонемы: i, ī > и; u, ū > у, продолжающие различаться в фарси Ирана. Эта редукция делает для носителей северотаджикских говоров сложным освоение традиционной арабо-персидской графики, где графическое различие этих гласных носит принципиальный характер (например, буд < būd «был» следует записывать как ‏بود‏‎ b-v-d, а шуд < šud «стал» — как ‏شد‏‎ š-d).

Тем не менее, «устойчивые» и «неустойчивые» гласные в современном таджикском и персидском языках не противопоставляются по длительности, за исключением одного положения — в открытом безударном слоге, в котором устойчивые произносятся примерно в два раза дольше, чем неустойчивые (примерно 0,18—0,19 с против 0,08—0,09 с).

Звук /o/, продолжающий классический ā, подвергся более заметному огублению и подъёму вверх, чем персидский [ɒ], однако значительно отличается от русского о меньшим огублением. Наоборот, краткий a не поднят вверх, как персидский [æ].

Историческое развитие персидских гласных
Классический персидский a ā i ī ē u ū ō
Дари Афганистана a ā̊ i ī ē u ū ū̊
Таджикский а о и е у ӯ
Фарси Ирана ä å e i o u

Существуют также дифтонги ай /aj/ и ав /aw/.

Южнотаджикский вокализм имеет существенные отличия, сближающие его с вокализмом языка дари. Здесь краткие i и u классического вокализма стремятся к превращению в шва /ə/, и ӣ < ī и е < ē последовательно сохраняются, однако ū и ō сливаются в у, и фонема ӯ отсутствует. Для южных диалектов характерен переход о > у перед носовыми (нон > нун «хлеб»), как в разговорном фарси Ирана. Он также дополняется переходом а > ə в той же позиции (кардам > кардəм, записывается часто кардум «я сделал»).

Согласные

  Губные Зубные Пост-
альвеолярные
Палатальные Велярные Увулярные Глоттальные
Носовые м
/m/
н
/n/
    (нг /ŋ/)    
Взрывные п б
/p/ /b/
т д
/t/ /d/
ч ҷ
/tʃ/ /dʒ/
  к г
/k/ /ɡ/
қ
/q/
ъ
/ʔ/
Фрикативные ф в
/f/ /v/
с з
/s/ /z/
ш ж
/ʃ/ /ʒ/
    х ғ
/χ/ /ʁ/
ҳ
/h/
Дрожащие   р
/r/
         
Аппроксиманты   л
/l/
  й
/j/
     

В отличие от фарси, в таджикском (как и в дари) на фонемном уровне последовательно различаются /q/ и /ʁ/.

Основные тенденции разговорной речи:

  • -VбС- > -VvC-/-VwC- (в основном, на юге): сабз > /sabz/ > [savz]/[sawz] «зелёный»;
  • выпадение -р- перед согласным (-VpC- > -VC-): кардам > /karˈdam/ > [kaˈdam] «я сделал» (но орд /ɔrd/ «мука́»).

В некоторых северных и южных диалектах имеются арабские звуки /ʕ/ (ع) и /ħ/ (ح), встречающиеся в арабизмах, в то время как в большинстве персо-таджикских говоров они заменены соответственно на /ʔ/ (или ноль) и /h/.

Морфология

Грамматика таджикского языка весьма сходна с персидской грамматикой, однако развила некоторые черты, отличающие её от последней.

Числительные

  • 0 — Сифр;
  • 1 — Як;
  • 2 — Ду;
  • 3 — Се;
  • 4 — Чор;
  • 5 — Панҷ;
  • 6 — Шаш;
  • 7 — Ҳафт;
  • 8 — Ҳашт;
  • 9 — Нӯҳ;
  • 10 — Даҳ.

Разновидности языка

Литературный таджикский язык (тадж. забони адабии тоҷикӣ́) значительно отличается от языка, используемого в повседневном общении. Таджики не говорят так, как пишут, и в устной форме не пользуются литературным языком. Одним из морфологических различий является так называемая разговорная форма изафета (изофата), когда определение ставится впереди (а не после) определяемого, причём первое принимает окончание -а (-я), а второе — местоименную энклитику (притяжательный суффикс) -аш (-яш), например: бачая холааш вместо холаи бача («тётка ребёнка»), Яғноба обаш ширин… вместо оби ширини Яғноб («сладкая вода Ягноба»). Послелог -ро, оформляющий прямое дополнение, в устной речи приобретает форму -а после согласных и -я после гласных: Маҷлис плана тасдиқ кард («собрание утвердило план»). Предлог аз («с, из, от») в устной речи нередко употребляется в форме ай или просто а, причём перед словом, начинающимся с согласного звука, этот согласный акустически воспринимается как удлинённый (удвоенный) звук: аб бозор («с базара»), ах хона («из дома»). Предлог ба, соответствующий русским предлогам «в, на» и обозначающий направление действия («куда? кому?»), в устной речи может употребляться как послелог, что не соответствует норме современного литературного таджикского языка: хонаба («домой, в дом») вместо ба хона, қишлоқба («в кишлак») вместо ба қишлоқ, ман корба меравам («я иду на работу») вместо ман ба кор меравам.

На самом деле использование предлогов в качестве послелогов («зачастую, одновременно») характерно для классического языка эпохи Фирдоуси и Саади.

На различия между литературным и обиходно-разговорным таджикским языком накладываются многочисленные диалектные особенности, проявляющиеся на различных уровнях языковой структуры: лексическом, грамматическом, фонетическом и др. Так, гласный Ӯ является отдельной фонемой (то есть играет смыслоразличительную роль) в северных говорах, но в центральных и южных говорах смешивается с У. В Канибадамском говоре предлог дар («в, на» при вопросе «где?») выступает как послелог в формах -анда (в согласном исходе), -нда (в гласном исходе): хонанда («дома, в доме») вместо дар хона, кӯчанда («на улице») вместо дар кӯча.

https://bookree.org/reader?file=1334244 - самоучитель таджикского языка

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Таджикский_язык 

https://bookree.org/reader?file=1334244 

Хазары в Афганистане

Хазареец
молитвенная карточка
Население
3,891,000
основной язык
Хазараги
Самая Большая Религия
Ислам (99.97%)
Христиан
0.03%
Евангельских
0.03%
Прогресс
Индикатор Прогресса
Карта Хазарии в Афганистане
 
История

Хазары-народ, отличающийся от своих собратьев - афганцев религией, смешанной этнической принадлежностью и независимым характером, и они пострадали за них. Гонения сформировали и определили Хазарию, особенно за последние 200 лет. Они сталкиваются с дискриминацией как мусульмане-шииты, меньшинство среди доминирующих мусульман-суннитов Афганистана, а также из-за этнических предубеждений. Жители до второго века, они, вероятно, самые старые в Афганистане. Их традиционная Родина лежит в центральной части Афганистана среди суровых гор-дико красивый, почти недоступный регион скалистых вершин и стремительных рек, называемых Хазараджат. Происхождение хазар много обсуждается. Их название происходит от персидского слова, означающего "тысяча". Современная теория-подкрепленная очевидными азиатскими особенностями-отдает предпочтение происхождению от монгольских воинов, оставленных Чингисханом в XIII веке, со значительной турецкой примесью. Их неписаный диалект, Хазараги, содержит региональные языки-арабский, урду, монгольский, турецкий и дари / фарси, который в настоящее время является основным языком Афганистана. До 19-го века хазары составляли 67% всего населения, самую большую афганскую этническую группу. Более половины из них были убиты в 1893 году, когда их автономия была утрачена в результате политических действий. Более поздние фундаменталистские правительства, включая талибов, пытались отвергнуть их исторически, политически и культурно, называя их просто религиозным образованием, и продолжали нападать на них до тех пор, пока они не были изгнаны из власти. Сейчас, по оценкам ООН, Афганская Хазария насчитывает около 2,9 миллиона человек, что составляет менее 10% населения страны.

На Что Похожа Их Жизнь?

Во время войны 1978-2001 годов многие хазары бежали вместе с другими афганцами в Пакистан или Иран. В то время как многие вернувшиеся беженцы поселились в Кабуле, чтобы работать чернорабочими, торговцами на рынке или на службе, большинство из них вернулись на свои горные родины. Состоящие из полудюжины племен, хазары идентифицируют себя скорее по расположению деревни, чем по семейным узам. Брак устраивается за определенную плату-обычно для экономической выгоды жениха - и невеста присоединяется к семье мужа. Полукочевой образ жизни прост и суров в этом засушливом регионе, который зависит от октябрьских и апрельских снегов, чтобы поливать скудные зерновые культуры и стада. Устойчивая засуха - не редкость. Жилье варьируется в зависимости от местоположения и сезона. В долинах укрытия представляют собой высушенные на солнце кирпичи, оштукатуренные глинобитно-соломенной смесью; на более высоких высотах-каменные дома с деревянными крышами; летом палатки используются, когда стада перемещаются на высокие луговые пастбища. Еды едва достаточно, она состоит из хлеба, возможно овощей и молочных продуктов, таких как пахта, йогурт и твердый сыр. Рис и чай получают по бартеру. В засушливые годы широко распространены недоедание и голод. Проблемы со здоровьем серьезны, усугубляются географической изоляцией, антисанитарными условиями и ограниченным доступом к медицинской помощи, которая доступна только на дальних расстояниях пешком или на осле. Туберкулез, проказа, дизентерия и болезни глаз, вызванные пыльными бурями и задымлением жилых помещений, часто остаются без лечения. Талантливые люди, хазары действительно любят поэзию, часто запоминают ее и используют для обучения детей, а также рассказывают об истории и музыке, которая отличается от их культуры. Они являются опытными ткачами ковров, вышивальщиками и каллиграфами (даже несмотря на то, что большинство из них неграмотны). Борьба и игра в бейсбол - любимые физические развлечения. Хазарские женщины почитаются в легендах и народных сказаниях. Избегая паранджи, их традиционная одежда-ярко-зеленые и красные цветочные платья, надетые без длинных нижних брюк, обычных в афганской культуре, и дополненные тяжелыми чулками, подбитыми мехом сапогами, украшенными бисером головными уборами и тяжелыми ожерельями с монетками. Независимые и трудолюбивые при наличии такой возможности, многие женщины Хазарии до Талибана были высокообразованными и поступали на преподавательские или медицинские специальности, а также служили на политических должностях. И, в отличие от других афганских женщин, Они сражались бок о бок с мужчинами-хазарами. Прилагательные, часто используемые для описания Хазар, включают храбрых, трудолюбивых, заслуживающих доверия, дружелюбных и преданных делу. Известные также как превосходные солдаты, сегодня они с гордостью борются за равные права, мир и единство Афганистана, надеясь на более доброе будущее для своих детей.

Каковы Их Убеждения?

Хазары-мусульмане (в основном шииты-имамы, иначе известные как "двенадцатилетние", которые питают особое почтение к зятю пророка Мухаммеда). Ряд Хазар, имеющих тесные связи с таджикским народом, являются шиитами-исмаилитами (также известными как"семерки"). Между этими двумя сектами преобладают сильные чувства, причем каждая из них часто отрицает, что они вообще имеют какое-либо этническое родство с другой.

Каковы Их Потребности?

Хазары остро нуждаются в элементарном медицинском обслуживании и чистой воде. Уровень неграмотности высок. Как мальчикам, так и девочкам необходимо предоставить адекватные возможности для получения образования. Существуют возможности для работы миссий, но те, кто занимается этим (главным образом медицинский и гуманитарный характер), делают это в условиях крайних трудностей. Среди хазар нет официальных миссионеров. Доступ к родным землям Хазар затруднен летом и практически невозможен зимой. Новообращенные христиане не решаются встречаться с другими верующими, опасаясь, что среди них может оказаться шпион. Христиане, выданные правительственными осведомителями, могут подвергнуться пыткам и даже смерти, если они не откажутся от своей веры во Христа.

Молитвенные Пункты

* Попросите Господа призвать людей, которые готовы разделить Христа с хазарами и помочь удовлетворить их физические потребности.
* Молитесь, чтобы Бог призвал врачей и медсестер, добровольцев-строителей и фермеров в Афганистан.
* Молитесь, чтобы Бог послал христианских учителей и грамотных работников, которые могли бы служить хазарам.
* Попросите Бога защитить медицинских и благотворительных работников в Афганистане.
* Молитесь, чтобы Господь жатвы послал работников на поля, где находятся хазары.
* Попросите Господа помочь вам узнать больше о хазарах и о том, что вы можете сделать, чтобы обратиться к ним.
* Молитесь, чтобы христиане, живущие рядом с хазарами и среди них, были смелы и разделяли их веру в Иисуса.

 
 
Общая информация
Народное Имя Генерал Хазареец
Имя человека в стране Хазареец
Произношение huh-ZAH-ruh
население мира 4,664,000
Всего Стран 6
Коренной ДА
Шкала Прогресса
Нереализованный ДА
Группа Пограничных Людей ДА
GSEC 2 (в расчете PeopleGroups.org)
Нужны Пионеры-Рабочие 78
альтернативное имя Афганский перс; Бехсуд; Бербери; дай Кунди; дай Мирадад; дай Занги; Газни хазары; Джагури; Хавари; Полада; Теймур; Урусгани; Екауланг ;ाारा
Идентификатор человека 12076
Код ROP3 103743
 
Этническая принадлежность
Блок Аффинности Персидско-Срединный Язык
Группа Людей Персидский
группа людей Хазареец
Этнический Кодекс MSY41z
 
География
Страна Афганистан
Регион Азия, Центральная
Континент Азия
Окно 10/40 ДА
Ранг Преследования 2 (открытые двери топ-50 Ранга, 1 = самый высокий рейтинг преследования)
Расположение в стране Широко распространенный. Источник:  Этнолог 2016
 
Карты
 
Хазары в Афганистане
 
Языки
основной язык Хазараги (3,891 000 динамиков)
код языка список этнологов haz
Язык Написан Да Список Скриптовых Источников
Всего Языков 1
 
Ресурсы

Основной Язык: Хазараги

Перевод Библии  Статус (Годы)
Библия-Порции ДА (2008-2015)
Библия-Новый Завет НЕТ
Библия-Полная Версия НЕТ
Возможные Печатные Библии
Амазонка
Форум Библейских Агентств
Национальные Библейские Общества
Всемирный Библейский Искатель
Мировые Библии
 
Религия
Первичная Религия: Ислам
Религиозное Подразделение: Шиит
Основная Религия Процент
Буддизм
0.00 %
Христианство (Евангельское 0.03 %)
0.03 %
Этнические Религии
0.00 %
Индуизм
0.00 %
Ислам
99.97 %
нерелигиозный
0.00 %
Другое / Малое
0.00 %
Неизвестные
0.00 %

Источники:

https://joshuaproject.net/people_groups/12076/AF 

Подкатегории

Страница 111 из 157